0
1618
Газета День в Истории Интернет-версия

31.05.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 31 мая

Тэги: история, литература


история, литература У Уолта Уитмена был по-пророчески напряженный, пристальный взгляд.
Фото неизвестного автора. 1869

Людьми движут несхожие, даже противоположные мотивы. Уйти от мира, раствориться в нем, найти способ суверенного с ним сосуществования. Достигнуть идеала, довольствоваться тем, что есть, открыть ценность той середины, что находится между низменным и небесным...

31 мая 1578 года итальянский археолог Антонио Босио раскопал в Риме катакомбы – подземные погребальные галереи, некогда прибежище (укрывище, сказал бы Солженицын) преследуемых первохристиан и место их захоронения. Обитатели катакомб были аскетичны – и по велению веры, и в силу обстоятельств. Соображения комфорта значили для них куда меньше, чем утешение души.

Иное дело – логика поведения в условиях более-менее нормальных. 100 лет исполнилось бы сегодня французскому ученому, лауреату Нобелевской премии по экономике Морису Алле, который совсем немного не дожил до этого юбилея – умер в октябре прошлого года. Исследуя принятие решений, Алле сформулировал парадокс, носящий его имя. Речь идет о том, что рационально мыслящий индивидуум предпочитает не максимум выгоды от того или иного своего шага, а максимум надежности, то есть минимум риска. Другой выбор – уже героизм или авантюра.

Впрочем... Старший соотечественник Алле Сен-Жон Перс, тоже нобелевский лауреат, но по литературе, родился 31 мая 1887 года (ум. 1975). Стихи он подписывал псевдонимом Сен-Жон Перс, а служил дипломатом под своим настоящим именем – Алексис Леже. В 1938 году выступил против мюнхенского сговора. Был уволен режимом Виши и лишен гражданства, уехал в США. Для чиновника это было превышение нормы. Для поэта и гражданина – нормальный выбор.

Сен-Жон Перса принято было считать «поэтом для поэтов». Какое отношение к этой категории имеет родившийся 31 мая 1819 года классик американской словесности Уолт Уитмен (ум. 1892), сказать трудно. С одной стороны, он приверженец всечеловеческой и остросоциальной проблематики. С другой – именно герметичные авангардисты были в наибольшей степени открыты для уитменовских уроков; у нас в России здесь в первую очередь надо назвать Велимира Хлебникова.

Уитмен был и поэт, и социальный философ; одно переходило в другое. Проповедник свободы, он писал свободным стихом, отказавшись от метрических канонов, и это, конечно, закономерно. Мечтавший о единстве человека и природы, программно назвавший свою главную книгу «Листья травы», – восхищался и городами, и техникой индустриальной эпохи. Но здесь у Уитмена звучали мотивы не просто социальные, а социалистические – не в марксистской, разумеется, огласовке, но все же. Труд, демократия, равенство были его символами веры. Корней Чуковский, главный в России переводчик Уитмена и энтузиаст его творчества, назвал свою первую книгу об американском певце-пророке «Поэзия Грядущей Демократии», а его самого – «апостол демократии» и «предтеча богоносного демоса». Оценим лексику. И задумаемся, каково все это оказалось на поверку. Вот что значит – без либеральной прививки, приземляющей дух.

Уитмен был не единственный носитель специфического явления, обычно именуемого духовностью. В России такие люди были особенно заметны. В их числе и художник Михаил Нестеров – он родился 31 мая 1862 года (ум. 1942). Передвижник, но с отчетливым религиозным, даже аскетическим оттенком. Таковы были его герои на портретах – ученые, художники, люди Церкви. «Святая Русь» – программная работа. И понятно внимание художника к святым местам, таким, как Соловки. А после революции, которую Нестеров не принял, все это естественным образом переходит в своего рода отшельничество самого художника, его внутреннюю эмиграцию. Советская власть религиозные мотивы фильтровала: выставлялись внутри страны лишь портреты, а все собственно церковное шло разве что за рубеж.

Пути и варианты духовной эмиграции неисчислимы. Хочется сказать – неисповедимы, но творческое самовыражение волей-неволей портретирует того, кто самовыражается. И здесь уже не скроешься. Хотя вдуматься, понять, дойти «до самой сути» – непросто. Вот еще одна творческая драма: судьба и эволюция русского советского писателя Леонида Леонова, пришедшего в мир 31 мая 1899 года и прожившего долгий век – он умер в 1994-м. Уже в постсоветской стране.

До начала 60-х годов его произведения появлялись довольно регулярно и вполне умещались в советскую жанрово-стилистическую палитру. А самое сокровенное, бытийно-философское, уходило в «теневой» роман «Пирамида» (1994). «Роман-наваждение» – так его определил сам автор. И тут вспоминается вполне советский «Русский лес» (1953), который обычно считают произведением «экологическим».

В мае 1954 года, в раннюю оттепель, в «Новом мире» Твардовского вышла статья молодого критика Марка Щеглова о «Русском лесе», вскорости осужденная. «Русский лес, – заметил он, – это... художественный образ самого романа с его «ветвистостью», чередованием солнечных полянок и мрачных зарослей». Дух леоновского романа – экзальтированный, когда «напряженная выспренность соседствует с красотой, а задушевность – почти с бездушием». Здесь отступает критический разум, взгляд свободного человека, а царит надличностное начало, мистическая коллективная сила. «Наваждение», вот именно. Что в подцензурной книге, что в заветном ящике стола. Поражение. Поправить ничего нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
665
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2393
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1595
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1220

Другие новости