0
1324
Газета День в Истории Интернет-версия

17.05.2011 00:00:00

Имена и даты. Краткие хронографические наблюдения. 17 мая

Тэги: история, календарь


история, календарь Музыкант, отказавшийся от импрессионизма, в импрессионистских тонах.
Рамон Казас. Денежная мельница. 1891. Фрагмент картины с фигурой Эрика Сати

Люди придумали тьму-тьмущую знаменательных дат, в рецептуре коих неизбежна риторика по вкусу. Вот и сегодня в календаре Всемирный день электросвязи и информационного общества; в 1865 году в этот день был основан Международный телеграфный союз, а информационное общество – концепция и тенденция уже наших дней. Это, коротко говоря, общество, где весь образ жизни во многом зависит от информации и знания.

Но информационные потоки могут иметь с реальным знанием очень мало общего. Идеальный метод здесь – безапелляционность изложения, при которой видимость достоверности можно придать чему угодно. Так и поступил 17 мая 1991 года музыкант Сергей Курехин, когда в программе ленинградского ТВ «Пятое колесо» рассказал сюжет-мистификацию о Ленине. Тот, оказывается, на почве употребления галлюциногенных грибов сам превратился в гриб, а заодно был радиоволной, управляемой из Мексики. Подходящие цитаты и примеры нашлись.

Это был, понятно, абсурдистский эпатаж. Между тем, подобно точности информации, существует и точность художественного изображения; они, конечно, различны по своей природе, но в чем-то созвучны, влияют друг на друга.

Французский композитор Эрик Сати родился 17 мая 1866 года (ум. 1925) в музыкальной семье. В молодости он принадлежал к самому влиятельному течению – импрессионизму. А около 40 лет решил изгнать его из своего творчества. Сати стал лидером Аркёйской школы (по названию парижского предместья, где он жил) – объединения людей искусства. Он писал фортепианную музыку, работал для балета и кино. Девиз Сати был такой: «Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!» Ассоциация с призывом «бросить Пушкина с парохода современности» напрашивается сама собой, но у Сати речь не только о классиках. Ему чужды и эпический пафос (Вагнер), и камерное изящество (Сен-Санс, тот же импрессионизм). К чему же он стремился?

К точности. К свободе от приблизительности. К внятности, прочерченности каждого звукового штриха. Кстати, о штрихах: Сати был еще и художник-график, оставил множество рисунков – автопортретов и автошаржей, исполненных самоиронии. Живший наособицу, вне мейнстрима, он повлиял на многих – в том числе на Стравинского и Шостаковича. Сати положил начало минимализму как музыкальному направлению. Опять-таки не становясь в позу пророка: придумав музыку «фоновую», которую не надо специально слушать, он назвал ее «меблировочной». Ирония здесь уже издевка. Как и в названиях многих произведений Сати: «Засушенные эмбрионы», «Три пьесы в форме груш»...

«Сати беспрестанно дебютирует, – писал Жан Кокто. – Каждое новое произведение у него становится поводом к открытию нового материала и к неизведанным способам его применения». В этом вся суть: всякий раз начинать сначала. «Гул затих. Я вышел на подмостки...» Достоверность творческого акта. Так у актера на сцене. Преимущество и неустранимая, экзистенциальная слабость театра. Проклятие театральной судьбы.

70 лет исполнилось бы сегодня актрисе театра и кино, которую сегодня помнят, наверное, немногие, – Елизавете Никищихиной (1941–1997). Театральная работа, если ее не перенести на пленку или цифровой носитель, обречена кануть в никуда. Никищихина снималась в кино, и не сказать чтобы мало, но не в главных ролях. На сцене – другое. Первая слава пришла к ней в 1966 году, когда в Театре имени Станиславского Борис Львов-Анохин поставил трагедию Жана Ануя «Антигона». И на этот спектакль стали ходить, чтобы посмотреть на Никищихину в главной роли, на ее дуэт с Евгением Леоновым. Помню короткий фрагмент этой работы в телепередаче: они были на равных. Позже, в 1978-м, Никищихина снова сыграла главную роль на той же сцене в знаменитом спектакле Анатолия Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой», по досоветской еще редакции этой пьесы Горького. Ничего подобного в творческой биографии актрисы, увы, больше не было. А тогда пришла новая театральность, новая достоверность. Новая норма.

Нормы меняются. И здесь есть такой типичный импульс: вернуться к утраченной подлинности. Так поступали и протестанты в пору Реформации, и исламисты новейших времен. И суть, и результаты разные. 17 мая 1900 года родился Рухолла Мусави Хомейни (ум. 1989), лидер исламской революции в Иране. Незадолго до смерти он написал письмо Михаилу Горбачеву, в котором есть очень важная правда. Ислам, заметил он, «может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества». Ценное признание: сходство роли, родство структур. И в самом деле, Хомейни не потерпел «Сатанинских стихов» Салмана Рушди. Творческая свобода – это жизнь. Рушди не помещался в ту модель мира, где «непобедим народ, для которого мученическая смерть является счастьем».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
633
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2356
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1565
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1191

Другие новости