0
1091
Газета День в Истории Интернет-версия

25.03.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 25–27 марта

Тэги: история, шенген, виза, кино, ссср


история, шенген, виза, кино, ссср Симона Синьоре играла женщин, стремящихся к настоящей самореализации.
Кадр из фильма «Тереза Ракен» (1953)

Безнадежное дело – искать молочные реки с кисельными берегами. Везде проблемы, всюду живая, трудная жизнь. Но все на свете относительно, для всего есть степени сравнения. В этом выпуске нашего календаря разговор пойдет о Восточной Европе. Европе, но Восточной. Это не игра слов, а акцент на исторической и культурной специфике данного региона, с давних пор отличавшегося, так сказать, повышенной турбулентностью.

26 марта 1995 года восемь стран Европейского союза первыми ввели в действие Шенгенские соглашения об отмене визового контроля. Это были Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия и Франция. Ни одного государства Восточной Европы. Неудивительно: там еще приходили в себя, только-только перестав быть подсоветским «восточным блоком». Но область риска сформировалась на его территории еще в досоветские времена и при участии не одной только России.

26 марта 1848 года, когда в Европе началась волна революций, русский император Николай I издал манифест, в котором заявил: «Россия, бастион Европы, не поддается революционным влияниям». Что называется, ставим восклицательный знак на полях: речь идет о России как силе не антиевропейской, а самой что ни на есть европейской. Конечно, странно было бы ожидать, чтобы самодержец понимал: логика Европы, вообще Запада предполагает динамичность и несовпадение с собою – все то, что с риторикой о твердыне, бастионе и т.п. несовместно. И очень скоро все стало яснее ясного: Российская империя помогла Австрийской подавить восставшую Венгрию.

Кстати, о Венгрии. 25 марта исполняется 130 лет со дня рождения великого венгерского композитора и пианиста Белы Бартока (1881–1945). Во всякой становящейся национальной культуре ключевую роль – и почвы, и фермента одновременно – играет фольклор. Без него невозможно формирование языка новой нации – что литературного, что музыкального. Но в том-то и дело, что фольклор надо «переварить», пересоздать в ткань современной культуры. Она уже была, вот только Ференц Лист, старший венгерский классик, не знал венгерского языка. Барток занялся собиранием и изучением фольклора Восточной Европы, ему предстояло поднять этот материал на уровень авторского творчества. Задача была решена. В театральных и концертных залах всего мира звучат оперные и симфонические сочинения Бартока, в которых звучат фольклорные мотивы. Но не аутентичные, а такие, какими услышал их композитор XX века.

Однако, как известно, после 1945 года, со вступлением советских войск в Восточную Европу, развитие ее было принудительно направлено в специфическое русло, вернее, загон. 25 марта 1988 года – одна из вех на пути выхода из него: в этот день в Братиславе состоялась посвященная памяти жертв коммунизма демонстрация со свечами. Первая антикоммунистическая демонстрация в тогдашней Чехословакии после Пражской весны. А сама Пражская весна рифмуется с юбилеем человека, чье творчество и судьба оказались с нею и со всем российско(советско)-восточноевропейским узлом связаны.

90 лет назад, 25 марта 1921 года, родилась французская актриса Симона Синьоре (ум. 1985). Настоящее ее имя Симона-Анриэтта-Шарлотта Каминкер, она дочь французского еврея, чьи предки жили в Польше, так что и тут нить приведет в Восточную Европу. Это то, что дано от рождения. А выбор самого человека?

Симона Синьоре была женой Ива Монтана, шансонье и актера. Они оба пользовались у нас широкой известностью, были любимы, не раз приезжали. Тут, конечно, важнейшую роль сыграли левые, да что там – просто коммунистические симпатии артистической четы. Но потом начались проблемы. В 1956 году приезд Синьоре и Монтана в СССР совпал с подавлением восстания в Венгрии советскими войсками. Наум Коржавин тогда же написал: «Грубой силой – под стоны и ропот –/ Я убит на глазах у людей./ И усталая совесть Европы/ Примирилась со смертью моей». Монтан и Синьоре, с которыми долго беседовал Хрущев, пытались с ним спорить. Он не придал значения разногласиям – актеры ему нравились.

Потом пришел 1968-й, оккупация Чехословакии. А вскоре по инициативе Симоны Синьоре Константин Коста-Гаврас поставил фильм «Признание» по мотивам воспоминаний Артура Лондона, выжившего обвиняемого на антисемитском процессе 1952 года в Чехословакии. Главные роли сыграли Симона Синьоре и Ив Монтан. После этого их имена стали в СССР запретными и были легализованы уже посмертно.

Надо отдавать себе отчет: и связи с коммунистическим движением, и поступки диссидентского, скажем так, толка происходили из одного и того же личностного, социокультурного источника. Свойственная искусству склонность к состраданию, к гуманности, к социальной проблематике нередко приводит к «левой» однобокости. Все решает самоконтроль, саморефлексия, а эти качества не всегда бывают неусыпны. Случай Симоны Синьоре как раз показывает нам, как у художника, у интеллектуала происходит пересмотр самого себя. Так было у ее героини в фильме Марселя Карне «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя: ей нужна подлинность, нужно реализоваться настолько, что требуется выход из рутины будней.

И к западу от меридиана, проходящего по центру зарубежной Европы, все это происходит часто под аккомпанемент восточноевропейских мотивов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2097
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1350
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1005
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1317

Другие новости