0
1385
Газета День в Истории Интернет-версия

14.01.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 14–16 января

Тэги: история, поэзия, мандельштам


история, поэзия, мандельштам Сен-Симон, не утопист, а свидетель французского «великого века». Что видел, то записывал.
Портрет XIX века выполнен на основе гравюры из первого издания мемуаров герцога

Тщетность наших земных трудов и усилий – вечная тема, избитая и даже с налетом пошлости, которую приходится сплевывать при чтении даже великих мыслителей. Но что делать, если с самого обыкновенного календарного листка таращится на нас нечто апокалиптическое?

В этой рубрике я, как правило, избегаю упоминать события совсем свежие, произошедшие за последние год-два. Но нет правил без исключений. И вот событие-камертон: 14 января 2010 года журнал Bulletin of Atomic Scientists, издаваемый физиками Чикагского университета, перевел так называемые Часы судного дня на одну минуту назад. Здесь требуются некоторые пояснения.

В 1947 году создатели американской атомной бомбы начали проект, который так и назвали – «Часы судного дня». Началу этого дня, катастрофе, на условных часах соответствует полночь. Стрелки установили на 23 часа 53 минуты и с тех пор время от времени передвигают туда-сюда, в зависимости от обстановки в мире. Наибольшее удаление от полуночи было в 1991 году (17 минут). Сейчас оно примерно такое же, как в вышеупомянутом 1947-м, и, повторяю, на минуту больше, чем было два года назад.

Здорово, да? Дипломаты, политики, ученые, не говоря уже о миротворцах, в ядерном апокалипсисе никак не заинтересованы, многие лезут из кожи вон, чтобы не висела над нами угроза катастрофы. А результат – выиграли одну минуту.

Кстати, Никита Хрущев, об этих символических часах, наверное, понятия не имевший, 14 января 1963 года объявил, что у Советского Союза имеется водородная бомба в 100 мегатонн тротилового эквивалента. «Кузькина мать» – так он ее назвал, а с его легкой руки стали называть на Западе. Тоже эквивалент, но не ядерной мощности, а богословского понятия Апокалипсиса.

Естественная реакция на все эти кошмары – сосредоточиться на житейской прозе каждого дня. Ведь если жизнь имеет какой-то смысл, то его следует искать здесь и сейчас, не так ли? И не просто искать, но фиксировать. Останавливать быстротекущее время. Кто записывает увиденное, тот этим и занимается. Так делал, например, родившийся 16 января 1675 года герцог Луи де Рувруа Сен-Симон (ум. 1755), влиятельный придворный, ставший автором «Мемуаров», летописцем правления Людовика XIV. Эпохи, исследователям которой он, ее свидетель и действующее лицо, подарил первоклассный источник. Хотя если задаться вопросом, что же им двигало, то ответ получится малоутешительный. Скорее всего зависть, обиды, сведение счетов и так далее. Но и это тоже предмет изучения для историков и культурологов. Потомки вольны читать и примысливать часы, кои над великолепием «Великого века» тикают. Революция – в своем роде Апокалипсис.

Это относится, разумеется, и к русскому Серебряному веку. 120 лет исполняется 15 января со дня рождения Осипа Мандельштама (1891–1938), поэта, который, кажется, сам этим веком был. Говорить о нем «в целом», «вообще» – нелепость. А в краткой газетной заметке я не смогу миновать «Стихи о неизвестном солдате», к которым уже обращался. Ведь у Мандельштама, да и во всей русской поэзии XX века это, наверное, самый апокалиптический текст. И невероятно, неподатливо для читателя и мучительно для самого поэта двойственный по смыслу или, лучше сказать, смыслам.

Чего стоит хотя бы спор об этих стихах 1937 года между двумя крупнейшими исследователями Мандельштама – Михаилом Гаспаровым и Омри Роненом. Гаспаров увидел в них попытку приятия советской действительности, примирения с нею. Ронен отверг такое истолкование. Не мне быть им судьею. И намерение у поэта могло быть и таким (его стихи такого рода хорошо известны). Я скажу о другом. О двух вещах, которые в этом стихотворении всякий раз поражают меня: о властно влекущей волне смыслов и о таинственных световых лучах, открывающих поэту фантастическую картину. Что они дают в единстве и где точка схождения этих мотивов? И как все это примерить к себе?

Вот, наверное, где. «Аравийское месиво, крошево,/ Свет размолотых в луч скоростей,/ И своею косою подошвою/ Луч стоит на сетчатке моей...» Что за луч, что за весть, которая «летит светопыльной обновою,/ И от битвы вчерашней светло»? И прямые упоминания Ватерлоо и Битвы Народов от имени какой-то новой битвы. Тут разночтений нет: это апокалиптические мотивы, новая война. Но почему в обличье космических видений?

Эти стихи Мандельштама уже связывали с физикой и астрономией. Коротко говоря, зрелище лучей, летящих в мировом пространстве, описано глазами наблюдателя, который удаляется от Земли со сверхсветовой скоростью. Что он видит? Отраженные когда-то от нашей планеты лучи, несущие картины знаменитых битв прошлого, такой наблюдатель обгоняет и видит эти события в обратном порядке. Вот откуда луч, стоящий на его сетчатке. А потом поэт, словно подхватив с космической высоты окопного солдата, отождествляет себя с ним.

Этот Апокалипсис есть не что иное, как столкновение жизни и судьбы, как называется это у Гроссмана. Они в противостоянии. А Мандельштам был свидетель этого столкновения. Свидетель в высоком смысле слова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
576
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2296
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1512
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1144

Другие новости