0
1001
Газета День в Истории Интернет-версия

13.12.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 13 декабря

Тэги: история, кино, фото


история, кино, фото Когда-то Карло Гоцци писал сказки. Потом на их темы стали импровизировать.
Кадр из фильма «Король-олень»

То ли по чьему-то желанию, то ли, напротив, нежданно-негаданно что-то меняется вокруг нас – и в нас самих. Щелк! – и мир уже иной. Волшебство? Итог труда? Потрясение основ? А может быть, все это синонимы?

13 декабря 1845 года городская почта Санкт-Петербурга начала штемпелевать конверты. Николай I, игравший роль «единственного европейца» и всеми делами ведавший лично, утвердил проект почтового ведомства, которое предпочло штемпель почтовой марке. Появления последней, впрочем, ждать пришлось недолго – всего шесть лет. Выбор в категориях «или – или» оказался временным. И это неудивительно. Поставить штемпель и приклеить марку – действия в принципе сходные. Своего рода магический жест. Сочетание волшебства и бюрократической рутины. Перефразируя грядущего поэта, и канцелярщина, и чудотворство.

Вообще-то в ассортименте власти и ее технологий полным-полно полусекуляризованной магии. Решительные шаги, кардинальные меры, которые призваны раз и навсегда отсечь будущее от прошлого. И нередко это удается. Непоправимость – лейтмотив истории. Но иногда получается просто отсрочка тому приговору, который уже на скрижалях.

Утром 13 декабря 1981 года граждане Польской Народной Республики проснулись в другой стране, чем та, что была накануне вечером. Партийно-государственное руководство ввело военное положение. Тоже было магическое действие, печать на бумаге с указом. Но интернирование лидеров независимого профсоюза «Солидарность» и запрет на забастовки сработали лишь на время. Военное положение продлилось полтора года с небольшим. И начался путь к неотвратимой свободе – несмотря на всесильный тогда СССР с его военным присутствием.

Какая бывает реакция людей на такие сильные жесты? Обычно шоковая. Тут, правда, встречаются случаи довольно специфические – когда шок оказывается не ниспослан откуда-то с высот, а обрушен нами на самих себя. Когда 13 декабря 1989 года в перестроечном СССР появилась первая некоммунистическая партия – Либерально-демократическая, во главе с Владимиром Жириновским, – это звучало как курьез. А ровно через четыре года, в «день встречи политического Нового года», когда подводились итоги только что прошедших выборов в первую Думу, собравшиеся на телевидении VIP пережили шок, услышав, что эта самая партия собрала без малого 23% голосов и заняла первое место. «Россия, ты одурела!» – бросил потрясенный Юрий Карякин. Для него, для других лучших наступил момент расставания с иллюзиями. Катарсис, как это называется в эстетике.

Художество – политике не чета, тем более политиканству. Да и политическому театру тоже. За эстетическим поиском могут стоять какие угодно мотивы и побуждения, но перевод на язык искусства тоже волшебство. Какое нам сегодня дело до того, что родившийся 13 декабря 1720 года итальянский (точнее, венецианский – единой Италии тогда еще не было) драматург Карло Гоцци (ум. 1806) горячо полемизировал с соперниками – Карло Гольдони и Пьетро Кьяри? Причем в противоборстве этом Гольдони и Кьяри были, если прибегать к тыняновской терминологии, новаторами, а Гоцци – архаистом. Прошли века, и все перевернулось.

Показательно, что художники-новаторы XX века обратились именно к архаисту Гоцци. Сергей Прокофьев написал оперу «Любовь к трем апельсинам» (замысел ее был подсказан Всеволодом Мейерхольдом) и сам ею дирижировал в Чикаго. Евгений Вахтангов выбрал для знаменитого своего спектакля пьесу Гоцци «Принцесса Турандот», в коей импровизировали московские актеры нескольких поколений. А фильм 1969 года «Король-олень», поставленный Павлом Арсеновым, запомнился поистине звездным составом: там сыграли Юрий Яковлев, Валентина Малявина, Сергей Юрский, Олег Табаков, Олег Ефремов... И это еще не все. Сама же пьеса была переработана Вадимом Коростылевым («переписана по памяти»). В общем, игра, импровизация, свободное обращение с оригиналом. Театральная магия.

У Гоцци есть такое сочинение – «Бесполезные мемуары». Не драматургия, но о ней. И там есть замечательная формула насчет театральных сказок. Главное в них, пишет Гоцци, – «то очарование, благодаря которому для зрителей невозможное становится реальным». Всеобщий закон. И он, замечу, справедлив не только для искусства (тем более одного из жанров), но и для других способов познания мира, а также для тех плодов, которые приносит такое познание.

13 декабря 1816 года родился немецкий инженер-электротехник и промышленник Эрнст Вернер фон Сименс (ум. 1892), создатель фирмы, носящей его имя. Изобретения его можно перечислять долго. Динамо-машина, гальванический метод, наконец главное – электрический телеграф (совместно с Морзе, автором известной азбуки). Изобретения он доводил от своей лаборатории до широкого промышленного применения. И всегда применение это было с чертами невиданного, на непривычный взгляд – чудесного. Как телеграфный кабель от Петербурга до Кронштадта, проложенный по дну моря впервые в мире. Его же фирма строила телеграфную линию Лондон–Калькутта длиной 11 тысяч километров и несколько трансатлантических кабелей. И еще один памятный факт: Сименс купил для музея окаменелость археоптерикса. Чудо природы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
737
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2480
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1671
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1289

Другие новости