0
1374
Газета День в Истории Интернет-версия

08.12.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 8 декабря

Тэги: история, анимация, музыка


история, анимация, музыка В хорошем рисованном кино действуют персонажи с подтекстом.
Из мультфильма «Одуванчик – толстые щеки»

Слово и изображение – в извечном соперничестве. Текст хочется передать картинкой, а она, в свою очередь, неполна без звукового сопровождения. Так и живут данные человеку формы коммуникации.

Привычное дело: дети рисуют. Но рисунок неподвижен и нем, и для того чтобы преодолеть эту его ограниченность, нужны особые технические ухищрения. Они оправдываются: возникает искусство, которое раньше называли мультипликацией, а сейчас – анимацией.

Сразу несколько дней рождения сегодня символически сошлись. 8 декабря 1844 года родился французский художник и инженер Эмиль Рейно (ум. 1918), предвосхитивший создание мультфильмов. Собственно, суть его «светящейся пантомимы» состояла в синхронизации изображения и звука. Фильмы рисовал, раскрашивал и по сюжетному принципу монтировал сам Рейно и показывал с помощью проекционного устройства, он же сочинял музыку. Почти кино – именно «почти», потому что кинопленки у Рейно еще не было. Как и говорящих персонажей (что понятно – кинематограф тоже сначала был немым).

Имя Рейно у нас мало кто знает. Зато вторая фигура, вошедшая в историю рисованного кино, известна всем. Впрочем, спешу оговориться: персонажи, чьими голосами говорила эта актриса, у всех на слуху, а вот саму Клару Румянову (1929–2004) назовут по имени и ни с кем не перепутают далеко не все. Судьба... Когда-то Румянова играла во «взрослых» советских кинолентах, но настал час, когда ее перестали снимать. И была у этого промысла правда: ее роли были в игровых фильмах, за редким исключением, малохудожественных. А тут еще последствия воспаления легких, повредившие ее голосовые связки. И у Румяновой появился очень высокий голос, который стал настоящей находкой для создателей «мультиков»...

Если термин «художественный фильм» понимать в качественном смысле, то по-настоящему художественны были и «Паровозик из Ромашкова», и «Малыш и Карлсон», и «Крокодил Гена», и, конечно же, сериал «Ну, погоди!». И вот на какое косвенное свидетельство или подтверждение этой не слишком оригинальной, но существенной констатации здесь обращаешь внимание. Кто делал эти мультфильмы? Ну да, режиссеры прежде всего – их имена более-менее продвинутые зрители все-таки помнят. Прежде всего Вячеслава Котеночкина («Ну, погоди!», «Чебурашка») и Романа Качанова («Крокодил Гена»). Но вот авторы сценариев. Среди них литераторы незаурядные, вошедшие в историю словесности. Поэт Генрих Сапгир, например («Паровозик»). Яркий, сильный прозаик Феликс Камов (Кандель), один из создателей первых серий «Ну, погоди!» (позже он эмигрировал). Сатирик и афорист Феликс Кривин («Одуванчик – толстые щеки»), большой взрослый поэт и автор Гениной песенки Александр Тимофеевский... Форма заработка? Разумеется. Но и закон востребованности: талант к таланту.

К Кларе Румяновой все это, конечно, относится в не меньшей степени. Сам голос ее – и знак детской чудаковатости или чудаковатой детскости, на нем держится художественная дистанция. Дети все это слышат, пусть не формулируя. Кто-то умеет оценить.

Я был бы очень неправ, если бы не вспомнил сегодня еще одного крупного художника, чье имя тоже связано с рисованным кино. 8 декабря 1919 года родился композитор Моисей (или Мечислав) Вайнберг (ум. 1996), автор многих симфоний, опер, камерных произведений. Ценители, думаю, знают его вклад в серьезную, академическую музыку больше, чем работу совсем в другом жанре – он написал не только музыку для знаменитого фильма «Летят журавли», но и для рисованных лент Федора Хитрука: «Каникул Бонифация» и, вы будете смеяться, «Винни-Пуха». Остается только поражаться тому, как близко и мирно уживались, соседствовали, наверняка каким-то трудновообразимым способом взаимодействовали вот эти звуки к веселым картинкам – и посвященная погибшим в Освенциме детям кантата «Дневник любви», и опера «Пассажирка», тоже на военно-концлагерный сюжет. Между прочим, Вайнберг в 1939 году бежал в СССР из обреченной нацизму Польши, где родился и жил, а у нас был арестован как зять Михоэлса. Вот такая рожденная в катастрофическом мире полистилистика и эклектика, кои нарочно не придумал бы, наверное, никто.

И еще один наделенный высоким даром человек – Александр Осмеркин, один из участников художественного объединения «Бубновый валет». Родился 8 декабря 1892 года, умер в 1953-м. Писать историко-революционные пейзажи, как приходилось ему для того, чтобы удостоверить свою лояльность, – это не киноанимация. Отдыхаешь душой и глазом на чистых тонах. На напоминающем старинную театральную маску «Человеке в цилиндре», например. 1915 год. Прищур, усмешка, странный сдвиг в выражении лица. Все впереди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
740
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2483
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1673
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1295

Другие новости