0
1387
Газета День в Истории Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 2 декабря

Тэги: история, мода, версаче, фото


история, мода, версаче, фото Джанни Версаче был для всего мира законодателем моды. Но прежде всего он был носителем свободы.
Фото Reuters

В интересную эпоху мы живем. Не современностью, а постсовременностью повелось ее именовать. Эти терминологические ухищрения появились во многом потому, что уже не индустриальные, а постиндустриальные технологии нас окружают и формируют повседневный быт. Одна из вех на пути такого развития фигурирует как раз в сегодняшнем календаре. 2 декабря 1992 года в Англии одна из компаний мобильной связи передала первую в мире эсэмэску: «Happy Christmas». Сейчас SMS – Short Message Service, то бишь служба коротких сообщений, – уже рутина. А социокультурное влияние подобных технических средств – тема, заслуживающая самого пристального изучения. Хотя о результатах этого влияния, может быть, еще рановато судить.

Но если обратиться к временам более давним, когда на дворе была не постиндустриальная цивилизация, а просто индустриальная, то с исторической дистанции мы увидим достаточно наглядную эволюцию культуры.

Мария Каллас, знаменитая американская и греческая оперная певица, родилась 2 декабря 1923 года (ум. 1977). Старомодное, казалось бы, искусство она избрала (или оно избрало ее). Основная часть репертуара – плюсквамперфектум, не младше Вагнера и Верди. Но появился целый ряд значимых нововведений. Долгоиграющие граммофонные записи, например. Творческий взлет Марии Каллас совпал по времени с их победным шествием. Как и с обновлением музыкального языка, которое произошло в творчестве не столько даже новых композиторов, сколько дирижеров – интерпретаторов классики. Тосканини, Караян, Бернстайн... А ведь был еще синтез оперной музыки и кино, достигнутый в фильмах Висконти и Дзеффирелли. Во всем этом вклад Каллас неоценим. Но была и еще одна сторона ее – и не только ее – новаторства.

Дело в том, что эстетические нормы XX века изменили все представления о сценическом и внесценическом облике поющей актрисы. Каллас тридцати лет от роду прошла специальный курс лечения, чтобы сбросить 30 килограммов веса (!), иначе с вокальным искусством ей пришлось бы расстаться. А были и куда более специфические, не поддающиеся однозначной оценке факторы моды, информационного поля и т.д. Массмедиа, что тут скажешь. И на каждом углу пересуды о семейной жизни оперной звезды, о замужестве за миллиардером Онассисом, их разводе и его последующей женитьбе на Жаклин Кеннеди...

Великосветское бытие, само собою, не существует без законодателей моды, тех людей, чьи имена, произносимые с восторженным придыханием, становятся брендами. Таким был родившийся 2 декабря 1946 года итальянский модельер Джанни Версаче. Продолжатель Энди Уорхола, который был художником и дизайнером. Версаче – художник по натуре, то есть человек по профессии, если вспомнить формулу Блока. Со всеми человеческими правами на несовершенство, на то, чтобы быть геем и тем самым эпатировать носителей моралистической архаики. А потом, в 1997-м, настал час убийцы, чей выстрел стал всемирной гламурной новостью номер один. Осталась незыблемая коммерческая марка, классика на новый лад.

И снова двинемся назад, от постмодерна к модерну, а оттуда в век позапрошлый. Русский художник и теоретик искусств, один из основателей творческого объединения «Маковец» Лев Жегин родился 2 декабря 1892 года (ум. 1969), был – и это вовсе не мелочь – сыном прославленного архитектора Федора Шехтеля, человека, чьей визитной карточкой стал перестроенный Художественный театр. Живая, цельная ткань нашего «серебряного века» во всей наглядности. От отца Жегин унаследовал декоративное начало, которое воплощал этот оборванный век. «Маковец» спорил с футуризмом, потом распался в силу внутренней проблематичности. Каждый погибал по-своему.

Мне уже приходилось писать, что русское искусство начала XX века было ответом на эпохальный не только политико-экономический, но и социокультурный вызов – эмансипацию рабов. Последняя являлась условием художественной состоятельности, как само освобождение подневольного сословия было для культуры, для страны условием нормального развития и категорическим императивом. Когда-то у нас были крепостные художники и актеры, но такие социальные и творческие проявления неизбежно несут на себе роковую печать несвободы. А посему я под занавес напомню несколько дат.

2 декабря 1857 года император Александр II издал на имя виленского генерал-губернатора Назимова рескрипт, ставший началом реальной подготовки крестьянской реформы. Это был шаг назад. А вот – вертай назад: ровно через 70 лет, 2 декабря 1927-го, открылся XV съезд ВКП (б), принявший план коллективизации деревни. Кстати, 2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. А с рабством мы еще не разделались – я имею в виду воинскую обязанность как принудительный труд. Ау, юристы! Сегодня у вас в России свой профессиональный день...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
754
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2498
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1687
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1307

Другие новости