0
832
Газета День в Истории Интернет-версия

01.12.2010 00:00:00

Имена и даты краткие хронографические наблюдения. 1 декабря

Тэги: история, детектив, шерлок холмс, фото


история, детектив, шерлок холмс, фото Уютно быть сыщиком в Лондоне, а не на том Западе, который Дикий.
Кадр из телесериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Интриги и загадки, как все давно усвоили, в истории на каждом шагу. Без этого – какая же будет занимательность и сюжетность? Тем более если учесть, что о давних временах документальные источники обычно в дефиците, тем более применительно к тайнам мадридского, петербургского и прочих дворов.

1 декабря 1825 года в Таганроге, вдали от обеих столиц, неожиданно скончался от брюшного тифа русский император Александр I. И родилась легенда о старце Федоре Кузьмиче, совершившем акт ухода вчерашнем самодержце. Достоверно здесь одно: Александр в последние годы жизни говорил, что хотел бы «удалиться от мира». Ну а далее сплошной туман: старец умер в 1864 году в Сибири, гробница в Петропавловском соборе, вскрытая в 1921 году, якобы оказалась пустой, а торжественные похороны царя были соответственно имитацией...

Исторический детектив получается, но не только. Читайте о Федоре Кузьмиче у Толстого; последнего уход, как известно задним числом, притягивал и манил. Есть в этой истории (во всей воландовской двусмысленности данного термина) что-то литературное вообще, наджанровое и даже фольклорно-мифологическое.

А теперь сделаем обратный ход – представим в качестве исторического персонажа литературного героя. Он имеет на это право по своей славе и эмблематичности. И у него, в соответствии с канонами нашей рубрики, сегодня в некотором роде день рождения.

Итак, 1 декабря 1887 года вышла в свет первая книга о Шерлоке Холмсе – детективная повесть Артура Конана Дойла «Этюд в багровых тонах». Лондонский частный сыщик с Бейкер-стрит очень скоро стал восприниматься по правилам игры не столько художественным, сколько жизненным. Сам писатель, как это часто бывает, от восторга своих почитателей морщился, относился к книгам о Шерлоке Холмсе как к легкому чтиву, которому далеко до его, Конана Дойла, исторических романов. Публика же протестовала против авторских попыток покончить с этим корифеем дедуктивного метода. Приходилось продолжать.

Если же взглянуть на шерлокхолмсовский свод несколько отстраненно, то обращаешь внимание на некоторые вещи, существенные с точки зрения историко-культурной. Доктор Ватсон однажды систематизировал интересы и знания своего друга. Выяснилось, что он, так сказать, узкий специалист. Подобный флюсу, по определению Козьмы Пруткова. С некоторыми, правда, загадочными исключениями. Зачем ему, например, знать латынь или играть на скрипке? Неизвестно. В том самом рассказе, с которого началась слава сыщика с Бейкер-стрит, он заявил, что не ведает о вращении Земли вокруг Солнца. Ну что ж, куда важнее не информация в памяти Шерлока Холмса, а его оптика, методология познания. Алгоритм простой: собрать все факты и подробности и установить их внутреннюю логику. В том, что она есть и поддается рациональному, даже прагматичному истолкованию, сомнений нет. Ни у персонажа, ни у его создателя. «Элементарно, Ватсон!» Но тут надо оговориться: этих слов у Конана Дойла нет. Их придумал в пародийных целях другой английский писатель, Пэлем Вудхауз. Потом они были подхвачены в английской экранизации 1929 года, а далее везде. Всего, между прочим, количество фильмов о Шерлоке Холмсе перевалило за две сотни.

Элементарность тут неспроста, это сущностная черта викторианской картины мира. Мира неопровергнутых утверждений, по определению теолога Пауля Тиллиха. Там, например, предполагается, что преступления и преступные помыслы – не более чем частность, исключение. Из этого и возникает обычно художественное напряжение, на котором держится детективный жанр.

В очередную годовщину первого произведения о Шерлоке Холмсе, 1 декабря 1903 года, на американский киноэкран вышел первый фильм-вестерн – «Большое ограбление поезда» (за 60 лет до того нападения на почтовый поезд, которое назвали преступлением века). Фильм этот, кстати, был поставлен режиссером Эдвином Портером не где-нибудь, а на студии изобретателя всего на свете Томаса Эдисона. Портер оказался мастером новаторства ничуть не слабее. Натурные съемки, виртуозные приемы монтажа... Грабителям с Дикого Запада до такого уровня технической подготовки далеко. Но за ними, увы, преимущество в одном: они, как говорят нам законы условности, не играют, а грабят всерьез. И в финале этой ленты главарь банды стреляет в объектив камеры, прямо в публику, еще не успевшую к такому привыкнуть. Штука посильнее, чем прибытие поезда, напугавшее зрителей первого фильма в Париже. Сегодня этот кадр напоминает приснопамятный плакат «Ты записался добровольцем?» со всеми многочисленными предшественниками и вариациями.

Это вестерн, конечно. Можно вспомнить о канонах жанра и успокоиться, выйдя из кинозала. Вот только... Где происходит действие всякого вестерна? Правильно, на Диком Западе. Чай, не Лондон, не Бейкер-стрит. Дикий – значит, не по нормам Запада. Прилагательное сильнее, чем существительное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
734
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2477
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1669
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1287

Другие новости