0
1260
Газета День в Истории Интернет-версия

20.08.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 20–22 августа

Тэги: история, фотография, журналистика


история, фотография, журналистика Анри Картье-Брессон понял, что фотоаппарат – аналог грифеля и кисти, достояние художника.
Фото Reuters

«Пришел, увидел, победил». Так Юлий Цезарь сообщил в Рим, что одержал верх над войском понтийского царя Фарнака. Первые два глагола – общечеловеческие, универсальные. Третий – главный для Цезаря, как-никак полководца. Ну а для тех людей, которые занимаются не столь специфической деятельностью, в качестве третьего глагола, может быть, подойдет «задумался».

Так уж мы устроены при сколько-нибудь высоком уровне внутреннего развития, что стремимся осмыслить свои впечатления, извлечь из них выводы и уроки, иногда даже переменить в чем-то свою жизнь. И, когда делаем что-то сами, принимаем во внимание реакцию других.

21 августа 1560 года датчанин Тихо Браге, студент-юрист Копенгагенского университета, стал свидетелем полного солнечного затмения, предсказанного учеными. И с этого дня не стало будущего юриста Браге, но начал свой путь Браге-астроном, чьи наблюдения за планетами позволили вывести законы их движения.

А чего добивался Петр I, замышляя дворцы и парки Петергофа с фонтанами и каскадами, которые начали работать 20 августа 1721 года? Да того, чтобы эта летняя резиденция не уступала Версалю по своей пышной роскоши. И тогда всякий, кто увидит Петергоф, сможет оценить могущество государства Российского.

Почти два с половиной столетия спустя, 20 августа 1950 года, мощь этого государства – следующей его реинкарнации – открылась одному из его граждан совсем другой стороной. В этот день в Экибастузский каторжный лагерь был этапирован зэк Александр Солженицын, недавний обитатель марфинской шараги – привилегированного все-таки места заключения. И через несколько месяцев, зимою, он, каменщик на лагерной стройке, «подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме». Так началась творческая история «Одного дня Ивана Денисовича».

Замысел Петра и замысел Солженицына не сходны ни в чем. Кроме двух пунктов: и тут и там встречаются и/или сталкиваются сила государства и сила человеческого впечатления. (То же можно сказать и о третьем замысле, присутствующем в этом сопоставлении, – об идее ГУЛАГа.)

22 августа 1864 года на конференции в Женеве 16 европейских стран подписали Конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны. Этот документ узаконил нейтральный статус госпиталей и санитарных повозок, защитную функцию красного креста на белом поле. А инициатором конференции был швейцарский предприниматель и филантроп Анри Дюнан, до глубины души потрясенный зрелищем человеческих страданий на поле битвы при Сольферино в 1859 году. Что это было – научное наблюдение? Нет, конечно. Просто человеческое впечатление, но настолько сильное, отрефлектированное и свободное от корыстного интереса, что оказывается, пожалуй, сродни художественному.

Здесь напрашивается параллель с русским прозаиком и драматургом Леонидом Андреевым, родившимся 21 августа 1871 года (ум.1919). Скорее экспрессионист, чем бытописатель, он, однако, не ограничивался мифологически-символистскими надмирными сюжетами; так, рассказ «Красный смех» (1904) был откликом на Русско-японскую войну, на ее бессмысленную жестокость (иллюстрациями к нему должны были стать «Ужасы войны» Гойи). Злобой дня навеяны и некоторые другие произведения Андреева, в том числе известный «Рассказ о семи повешенных». О чем это говорит? Просто об интересе автора к тому, о чем пишут газеты? Или все-таки о значимости фактов, жизненных впечатлений для его картины мира?

Газета живет один день – так всегда считалось. Поток событий, которым она питается, – быстротекущая уходящая натура. Но мы живем как-никак в эпоху общедоступной видеосъемки, а о фотографии и говорить нечего. Уже достаточно давно нам под силу останавливать мгновение, документировать реальность и давать для ее переживания и осмысления сколько угодно материала. Причем изображение, пойманное объективом, может быть произведением искусства, а не просто копией с натуры. Одним из тех, кто все это глубоко понял, стал французский фотограф Анри Картье-Брессон, который родился 22 августа 1908 года (ум. 2004).

Его называют отцом фоторепортажа и фотожурналистики; наверное, подходит к нему и звание фотохудожника. Сам он, впрочем, будучи художником и графиком по образованию, всегда отвергал параллели между своей работой и тем, что делают собственно художники: «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно┘ Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю┘» Его правило было – сделанный снимок нельзя изменять, нельзя кадрировать, и это связано с признанием его значимости. У него есть целая теория о том, когда надо делать кадр, – на пике эмоционального напряжения, в «решающий момент», по выражению Картье-Брессона, которое стало термином (и названием его книги). Характерно, что, съездив в начале 30-х годов в Африку, Картье-Брессон высоко оценил именно эстетику фотографий, сделанных там известными мастерами. Фотоаппарат для него – аналог грифеля или кисти и отправная точка мысли.

«Камера позволяет нам вести своего рода визуальную хронику, – писал Картье-Брессон. – ...Мы, фотографы, снимая репортаж, неизбежно выносим суждения и оценки тому, что видим, и это предполагает большую ответственность».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
592
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1524
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1157

Другие новости