0
1072
Газета День в Истории Интернет-версия

03.08.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 3 августа

Тэги: история, архитектура, фото, авангард


история, архитектура, фото, авангард Создатель павильона «Махорка» – на фоне своего сооружения.
Фото из книги: С.О.Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 2006.

Исторические события не выбирают себе соседей по календарным листкам. Но соседство это, не будь оно чисто случайным, производило бы впечатление навязчивости.

В Париже 3 августа 1546 года, в день своего 37-летия, писатель, поэт и издатель Этьен Доле был сожжен за атеизм. Отрыжка Средневековья? Но вот XX век – и опять гонения за неугодные мысли. 3 августа 1932 года Бенито Муссолини, итальянский дуче, объявил борьбу с пацифизмом. Один «изм» страшнее другого.

Впрочем, можно и без «измов» обойтись. В СССР 3 августа 1972 года был принят указ Президиума Верховного Совета: лица, выезжающие из страны на постоянное жительство, должны возместить государству расходы на свое образование. Выкуп из рабства – так назвали этот порядок западные газеты. Применялся этот указ недолго: разрядка, общеевропейское совещание в Хельсинки со знаменитой «третьей корзиной»┘ Облагать данью выезжающих стало не с руки. Кстати, а как насчет въезжающих? Здесь тоже в анналах истории есть яркий пример. 3 августа 1882 года Конгресс США запретил въезд в страну для четырех категорий лиц. Кого же коснулся этот запрет? Внимание, перечисляю: лунатиков, сумасшедших, преступников и китайцев. Напоминает известный анекдот про евреев и велосипедистов. Постыдный абсурд во всей красе. И что еще самоочевидно: болезнь или этническая принадлежность маркируются как источники опасности, поскольку носители их загадочны, непонятны. А непонятны потому, что непохожи на других.

Теперь – событие, подобных коему было так много, что их далеко не всегда фиксировали. 3 августа 1955 года в Лондоне сыграли премьеру пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», одного из классических образцов драмы абсурда. И это был провал. Теннесси Уильямс и Уильям Сароян стоя кричали «браво!», а половина публики ушла, не дождавшись финала. Одна из бесчисленных вариаций на тему «поэт и народ». И снова все та же логика: непонятно – значит, враждебно.

Наверное, тот же механизм социокультурного отторжения сработал и в отношении русского поэта Николая Гумилева, которого арестовали 3 августа 1921 года и вскоре расстреляли. Именно как «чуждый элемент», по принятой тогда формулировке. А участие в «таганцевском заговоре» (которого, по-видимому, на самом деле не было) – камуфляж, удобная формулировка для следствия.

Известны, правда, и примеры реальных, невымышленных нелегальных организаций и кружков, которые пытались создавать отдельные инакомыслящие в советских условиях. Вся жизнь замечательного актера Вацлава Дворжецкого (1910–1993), со дня рождения которого сегодня исполняется 100 лет, была изломана двумя арестами, двумя лагерными сроками – в общей сложности он провел в заключении 12 лет. Первый арест был за участие в кружке, который назывался программно и многозначительно: «Группа освобождения личности» (уж не в пику ли «Освобождению труда» Плеханова и других первых русских марксистов?). Свою биографическую книгу Дворжецкий назвал «Пути больших этапов» – издевательски перефразировав растиражированную советской пропагандой строчку Светлова.

Но главное в наследии Дворжецкого – роли. А они очень разные и в большинстве случаев стесненные рамками фильмов и спектаклей; если посмотреть список, то бросается в глаза чужеродный актеру советский официоз. Но некоторые, пусть немногие, стоят особняком. Я бы назвал две поздние картины, у которых есть нечто общее: «Письма мертвого человека» и «Защитник Седов». Общее – и там и там речь идет о существовании в катастрофе. Ядерной в первом фильме, социально-политической (1937 год) во втором. И там и там персонажи, в том числе пастор в первом фильме и адвокат во втором, находятся в ситуации, из которой нет выхода. Абсолютно отрицательной, как называл это Шаламов. Но если мы это видим и отдаем себе в этом отчет, – значит, все, что мы знаем о контексте этой абсолютной отрицательности, подлежит переосмыслению. И культурное наследие не в последнюю очередь.

120 лет назад, 3 августа 1890 года, родился архитектор Константин Мельников (ум. 1974), один из лидеров русского художественного авангарда. Построил он немного; визитная карточка для широкой публики – дом в Кривоарбатском переулке, который он сам спроектировал для себя и своей семьи. Дом, который ни с чем невозможно спутать. Но во всем мире Мельников входит в число тех немногих деятелей нашей культуры, чье творчество, так сказать, конвертируемо, неотделимо от мирового художественного процесса. И это, повторяю, при том, что мельниковское наследие невелико. Осуществить ему удалось всего 27 проектов (а сохранилось, полностью или частично, 16 зданий). Более 70 – не реализованы. То, что позднее стали называть «бумажной архитектурой». Причина понятна: опала, в которую попал не один Мельников, а весь несовместный со сталинским ампиром русский авангард.

И все же, все же... Что оставалось делать архитектору, для которого неосуществимость проектов означает профессиональную смерть? Уживаться. Находить общий язык с системой. Предпосылки для этого у Мельникова были. Можно напомнить и о сделанном им саркофаге для мавзолея Ленина, и о первой нашумевшей работе архитектора – деревянном павильоне, который он построил в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. Павильон этот был предназначен для экспозиции предприятия с экстравагантным на сегодняшний слух названием – Всероссийского махорочного синдиката – и назывался соответственно: «Махорка». Вот такая причудливая смесь: авангардное архитектурное и инженерное решение и деревянно-махорочный примитив. А на Выставке декоративного искусства и промышленности в Париже в 1925 году Мельников построил советский павильон, опять-таки деревянный. Что это – хвала Советскому Союзу? Или невольное разоблачение его претензий на звание самой передовой в мире страны? Поди разберись...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
733
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2475
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1667
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1286

Другие новости