0
1206
Газета День в Истории Интернет-версия

29.07.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 29 июля

Тэги: история, кино, фото


история, кино, фото Во всем облике звезды немого кино Теды Бары было нечто пугающее. Но это лишь влекло к ней зрителей.
Кадр из фильма «Клеопатра». 1917

«Зачем анекдоты? Ведь и так все смешно!» – недоумевал Осип Мандельштам. Однако то же самое можно сказать и об ужасном. Фильмы ужасов – это нечто необязательное. Достаточно просто взглянуть на исторический процесс. 140 лет назад, 29 июля 1870 года, в американском городке Ньюарке уложили первую в мире асфальтовую мостовую. Но ведь говорил известный наш писатель и революционер, что история – не гладкая мостовая Невского проспекта┘

29 июля 1586 года по указу царя Федора Иоанновича был основан город Тюмень – точнее, начато строительство Тюменского острога. Изрек в свое время Ломоносов, что могущество России будет прирастать Сибирью, – и все наизусть выучили. Но как там у Блока: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?/ Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!/ Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.../ Вольному сердцу на что твоя тьма?» Если поэту, мировому чувствилищу, не по себе, значит, что-то не так в этом неуклонном прирастании.

Другой пример: 29 июля 1014 года византийский император Василий II победил западноболгарского царя Самуила в битве при Беласице. А пленных болгар – их было 14 тысяч – приказал ослепить. Так и вошел в историю под жутким прозвищем – Болгаробойца.

Даже в XVIII веке в Лондоне, на просвещенном Альбионе, 29 июля 1703 года приковали к позорному столбу Даниеля Дефо, будущего создателя «Робинзона Крузо», за памфлет «Как разделаться с инаковерующими». Автор памфлета довел до абсурда доводы англиканской церкви, издевательски предложив ей прибегнуть к помощи виселицы. Ко дню своей гражданской казни Дефо успел сочинить еще один памфлет – «Гимн позорному столбу».

А в первой стране социализма 29 июля 1936 года по отделам НКВД была разослана секретная инструкция: «использовать любые методы для получения признаний врагов народа». Через два года, 29 июля 1938-го, японские войска перешли советскую границу у озера Хасан, после того как СССР отказался отвести пограничников, укреплявших сопку на маньчжурской, как считала японская сторона, территории. Начался вооруженный конфликт. Командовавшего в нем советскими войсками маршала Василия Блюхера вскоре арестовали и как «японского шпиона» забили до смерти – теми самыми «любыми методами».

Страшные истории о вымышленных персонажах выглядят в этом контексте как-то литературно. Или кинематографически. А ведь в кино целые актерские биографии, в том числе весьма заметные, сложились именно благодаря им. И выстраивались не как бог на душу положит, но старательно, с применением продуманных приемов создания образа.

У американской звезды немого кино Теды Бара, родившейся 29 июля 1885 года (ум. 1955), это начинается уже с псевдонима. Промоутеры актрисы говорили, что Теда Бара – анаграмма от Arab Death (Арабская смерть), хотя версия эта – всего лишь экзотическая страшилка, не более того. Распространялись также слухи о том, что Бара блистала в парижских театрах (хотя она даже в Европе никогда не была). Все это соответствовало логике романтического образа актрисы и самому ее амплуа: Теду считали первой женщиной-вамп на киноэкране и даже прозвали Вампиршей. Так звали ее героиню в фильме 1915 года «То был дурак», экранизации популярной тогда бродвейской пьесы. Дама эта губила мужчин, совращая их и затем бросая. Своеобразное отражение злокозненной эмансипации.

В общем, у Бары довольно специфическая, весьма прямолинейная эстетика: все ярко, но назойливо и однообразно. Способствовало этому и то, что кинематограф тогда был не только немой, но и черно-белый. Как приходилось в таких обстоятельствах воздействовать на зрителя? Густо подводя брови, например. Фотографируясь со змеями и со скелетом. Играя весьма определенный набор ролей: Клеопатру, Кармен, Саломею┘ Но фильмы потом гибли и исчезали. Большинство их сгорело при пожаре на киностудии Fox Film. И это выглядит как чуть ли не закономерное продолжение стратегии, которой придерживалась актриса: прежде всего миф, легенда, а реальность побоку.

Но сочинение для живого человека мнимой, фиктивной биографии практиковалось в разные века, во многих странах, при весьма различных обстоятельствах. И одна из самых массовых, скажем так, волн подобного рода прокатилась у нас в советские времена. Те, кто происходил из так называемых эксплуататорских классов, в большинстве случаев это свое происхождение скрывали, нередко меняли фамилии, отчества и многие анкетные данные. 29 июля 1918 года родился советский писатель Владимир Дудинцев (ум. 1998). Вернее, родился Владимир Семенович Байков, а Владимиром Дмитриевичем Дудинцевым он стал позже. Объяснение простое и в своей простоте ужасное: отец, дворянин и штабс-капитан белой армии, был расстрелян большевиками. Мальчика воспитывал отчим, по профессии землемер. Дудинцев получил юридическое образование, воевал, работал в военной прокуратуре. Потом ушел в журналистику. И постепенно в его блокнотах копились сюжеты, которые на страницах тогдашней печати представить было нельзя.

Славу (и многолетнюю опалу) Дудинцеву в одночасье принес роман «Не хлебом единым» (1956), за публикацию которого главному редактору «Нового мира» Константину Симонову вскоре пришлось каяться – такова была громкость резонанса. История – из жизни, о том, как изобретатель пытался пробить разработанную им технологию литья труб. И картина того, как тонут в бюрократической трясине все сколько-нибудь разумные дела и замыслы, была убийственна, неотразима. Даже печать соцреализма на том, как построен роман, мало кем на этом фоне замечалась.

Позже, уже в перестроечные времена, Дудинцев вновь вышел на авансцену, опубликовав роман «Белые одежды», основанный на истории лысенковщины, антигенетических гонений. Там более внятно, чем в первом романе, проступили некоторые мотивы, характерные для писателя и вызвавшие довольно острую, далеко не праздную дискуссию.

В чем, собственно, была главная трудность для тех незаурядных людей, которые выламывались из советской системы? В том, что система эта была надолго. По сравнению с продолжительностью человеческой жизни – навсегда. И только безнадежный (во всех смыслах этого слова) моралист может осуждать тех, кому приходилось идти на известную и весьма немалую степень конформизма. Писатель делал на этом акцент. Но символика «белых одежд», идея очищения через страдание и необходимости страдания неизбежно вели к тому, что выпадала из поля зрения «абсолютная отрицательность» этой системы (по гениальному определению лагерника Шаламова, у которого вопрос о конформизме не возникал). Что тут скажешь? Морализировать и осуждать не надо. Надо понимать. Понимать ужас истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
751
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2496
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1683
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1304

Другие новости