Кот занят собой, любимым, а мышонок тут как тут.
Кадр из мультсериала «Том и Джерри»
Жили когда-то люди в окружении слов и текстов, а теперь повсюду доминируют изображения. Об этом заговорили в 60-е годы, ссылаясь на канадского социолога Маршалла Маклюэна, который усматривал главное свойство уходящей культуры, «галактики Гутенберга», в том, что там сигналы следуют один за другим, как буквы и другие знаки в тексте, а новой, электронной, – в том, что они видятся практически одновременно. И в человеческом восприятии наступает хаос. Отсюда – неустойчивый, взрывоопасный (пост)современный мир.
Трудно сказать, в какой мере подтвердились столь однозначные выводы, но телевидение и компьютеры и в самом деле кардинально изменили информационную среду. А сегодня, у нас 14 июля – дата взятия Бастилии, начала Великой французской революции (1789). А 14 июля 1867 года Альфред Нобель впервые продемонстрировал в действии динамит. Для революционных сдвигов и перемен день вполне подходящий – и в информационной сфере тоже. На переходе от советской реальности к постсоветской надо упомянуть два события, связанных с телевидением, с той эпохой нашей истории, когда оно могло революционизировать сознание людей и отчасти этого добилось. 14 июля 1990 года президент Михаил Горбачев подписал указ «О демократизации и развитии телевидения в СССР». Ровно через три года был зарегистрирован негосударственный общероссийский телеканал НТВ.
Другая историческая веха, связанная с этим днем календаря, – из разряда тех, чье значение со временем лишь прирастает. 14 июля 1954 года в США Принстонский университет впервые объявил о сдаче компьютеров в частное пользование. Это были, конечно, еще не персональные компьютеры, но сама задача их создания вошла в повестку дня.
Кстати, это событие совпало с днем рождения американского ученого и инженера Джея Форрестера (1918), одного из создателей первых электронно-вычислительных машин. Он в числе прочего занимался изучением динамики сложных систем, зависимости их поведения от внутренней структуры, от причинно-следственных связей и т.д. По сути дела, это те самые факторы, на которые обратил внимание Маклюэн.
На 14 июля приходится и еще одно знаковое событие, связанное с этими переменами в мироустройстве. Произошло оно, правда, тогда, когда ни телевидения, ни тем более компьютеров еще не было. Была Первая мировая война. И 14 июля 1916 года французско-румынский поэт Тристан Тцара опубликовал в Цюрихе, на нейтральной швейцарской территории, манифест дадаистов – художественного течения, которое – что характерно – включало и поэтов, и художников, и людей театра и кино. Может быть, точнее было бы назвать дадаизм не течением, а серией хэппенингов, художественно поставленных акций анархического протеста против войны и милитаризма. Граффити на заборах, хаотические инсталляции, бессмысленные сочетания слов и звуков┘ Само слово «дада» толкуют по-разному, но все трактовки сводятся к бессмыслице, к бессвязному лепету младенца. Протест выражался у дадаистов в разрушении механизмов человеческой речи, возврате к самым истокам языка. И это опять-таки в какой-то степени перекликается с наблюдениями Маклюэна о том, как меняется мышление и сознание у людей, населяющих новый информационный мир.
Об этих переменах спорить можно долго, но есть явления, доступные для наблюдения каждому. Остановлюсь здесь на одном из них – это роль и популярность мультипликационных фильмов (или анимации, как ее предпочитают называть теперь). 14 июля 1933 года вышел в прокат первый мультфильм про матроса Попая, неутомимого пожирателя шпината. Рождался феномен рисованного сериала. Самый прославленный корифей этого жанра, Уолтер Дисней, 14 июля 1955 года открыл в Калифорнии Диснейленд – увеселительный парк для детей и их родителей, где обыгрывались сюжеты его мультфильмов. Примечательно, что церемония открытия Диснейленда транслировалась по телевидению, где ее вел будущий президент США, а тогда голливудский актер Рональд Рейган. Действительно, новый информационный мир.
И сегодня же исполняется 100 лет со дня рождения другого американского мастера мультипликации – режиссера и продюсера Уильяма Денби Ханны (1910–2001). Вместе с художником Джозефом Барберой он создал бесконечный мультсериал про Тома и Джерри, кота и мышонка.
Что это, в сущности, такое? Вечная сказка про игру (войну) кошки и мыши. Кот Том (по-английски это звучит как Кот по имени Кот; в первых сериях его звали Джаспер) пытается поймать мышонка Джерри. Тот его, как правило, посрамляет, утоляя нашу детскую жажду справедливости. Вариаций этого сюжета может быть сколько угодно (наших Волка и Зайца помнят все). Почему кот охотится на мышонка? Просто потому, что он кот. Объяснений и анализа не требуется. Достаточно начальных условий игры: Том и Джерри живут под одной крышей. Еще вступает в действие другой архетип: кошка и собака. Джерри может привлечь на свою сторону бульдога Спайкера как союзника. Интриги – прямо как у взрослых людей на дипломатической службе.
Между прочим, Том и Джерри умеют читать. Привет галактике Гутенберга.