0
888
Газета День в Истории Интернет-версия

05.04.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 5 апреля

Тэги: история, кино, революция


история, кино, революция Герой Грегори Пека не делал ничего особенного. Просто старался быть естественным.
Кадр из фильма «Римские каникулы»

«Слава – шкура барабана,/ Колоти в нее,/ А история покажет,/ Кто дегенеративнее». Так написал когда-то Николай Глазков. Она и в самом деле показывает. Крот истории, конечно, слеп, но роет для зрячих, умеющих видеть.

Сюжеты у нее – по всем законам драматургии, с завязкой, кульминацией и развязкой. 5 апреля 1793 года в революционной Франции пылкий публицист Жан-Поль Марат, до убийства которого оставалось три месяца с небольшим, был избран президентом якобинского клуба. Через год, 5 апреля 1794-го, жертвами гильотины стали вожди правивших в то время якобинцев Жорж Дантон и Камиль Демулен. Через 10 лет после этой казни, 5 апреля 1804 года, у власти уже стоял Наполеон Бонапарт, без пяти минут император, и механизм смерти работал уже на него, хотя и убавил обороты, – на сей раз в парижской тюрьме был убит при неясных обстоятельствах генерал Шарль Пишегрю, глава очередного заговора. Еще один десятилетний срок – и 5 апреля 1814 года Наполеон, потерпевший поражение, отрекся от престола. Дальше были остров Эльба, «Сто дней», Ватерлоо – все это уже рапидом. Несколько десятилетий властвовали в умах современников и революционеры, и император со своими маршалами.

А бывает так, что с ходом времени все стихает и словно само собою становится на свои места, но осадок остается какой-то мутный, с привкусом скандальности. Вряд ли вдохновляются романтические души славой, которая настигла 110 лет назад британского прозаика, поэта и драматурга Оскара Уайльда. 5 апреля 1895 года он проиграл в суде дело о клевете маркизу Куинсберри, который обвинил его в гомосексуализме. После этого Уайльду пришлось пережить два года тюрьмы и навсегда покинуть Англию.

Увы, это еще не самый тяжелый случай. Уайльд все-таки был защищен своею славой, его и сегодня по-прежнему читают и чтут, тогда как имя маркиза как-то позабылось. Но куда тяжелее пришлось видному русскому кардиологу Дмитрию Плетневу, про которого в годы сталинского террора сначала объявили, что он укусил в грудь некую пациентку, потом посадили как отравителя Горького и Куйбышева, а в 1941 году, накануне вступления немцев в Орел, в числе заключенных тамошней тюрьмы расстреляли. 5 апреля 1988 года Плетнев был реабилитирован – но поздно, поздно┘

Извлекать жившего некогда человека из тьмы забвения – дело трудное, во многом зависящее от прихотей истории. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения одного из выдающихся деятелей нашей биологии – Александра Любищева (ум. 1972). Вообще-то он был энтомолог, изучал один вид насекомых – так называемых земляных блошек. Узкая специализация всегда мешает более или менее широкой известности. Не говоря уже о политической опале Любищева, долгие годы защищавшего генетику от лысенковщины. Но уже после смерти ученого, в 1974 году, появилось благоприятное для памяти о нем обстоятельство: Даниил Гранин опубликовал документальную повесть о Любищеве – «Эта странная жизнь». И пришла слава. Странная, адресованная скорее литературному герою (пусть и невыдуманному), чем трудам и дням реального мыслителя. Собственно, тогда и сказать об этом во весь голос было невозможно. Потом, уже в конце 80-х и в 90-е годы, были опубликованы тексты Любищева, выходящие за пределы энтомологии. И постепенно выяснилась поразительная вещь: духом свободы пронизано у него то, что против советской системы, – будь то на материале политики или науки. Но там, где Любищев «просто» излагает свое мировоззрение, свою картину мира, – трудно отделаться от ощущения, что свобода личности не была для него заглавной ценностью. Он был приверженец философии Платона – а для Платона реальный человек вторичен по отношению к идее о человеке. Как и любая вещь – по отношению к идее о ней.

Один из важнейших уроков XX века состоял, между прочим, в том, что в качестве «меры всех вещей» надо все-таки рассматривать человека, а не предзаданное представление о нем. Непривычные, неприглаженные, неповторимые персонажи пришли к читателям и зрителям в искусстве новейших времен. 110 лет назад, 5 апреля 1900 года, родился американский актер Спенсер Трейси (ум. 1967). Обычно всегда указывают, что он единственный из актеров, кто получал «Оскара» два года подряд. Это так, и у него было много запомнившихся ролей. Но и среди них стоит выделить такую классическую работу, как роль председателя суда в фильме «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера. Не того суда, про который все знают, а одного из многих, проведенных вослед ему, над нацистами более мелкого калибра. Точнее, над юристами, функционировавшими в рамках нацистского режима. И вот благодаря виртуозной работе Трейси и Крамера эта процедура судебного разбирательства, столь важная для американского искусства и общественного самосознания, оказывается не чем иным, как материализацией суда истории. Прояснением сложных в своей простоте, запутанных вещей.

Ну а если вернуться к изображению суда в американском кинематографе, то сегодня надо вспомнить другого, не менее знаменитого актера – Грегори Пека, родившегося 5 апреля 1916 года (ум. 2003). Он ведь тоже играл судейского человека в другой очень известной картине – «Убить пересмешника» Роберта Маллигана. Только уже не судью, а адвоката. У Крамера в зале заседаний суда шло напряженное выяснение истины, сталкивались противоположные типы мышления и гражданского поведения. У Маллигана происходит, в общем-то, то же самое – только градус накала ниже, не сравнится с нюрнбергским исторический контекст и общественный резонанс. Так, рутина. Обыкновенная защита чернокожего, обвиненного в изнасиловании белой женщины. Но ведь это не просто рутина, это рутина расизма из американской глубинки. И герой Грегори Пека включен в исторический, социально-политический контекст.

Но вот еще более прославленная киноработа Пека – «Римские каникулы» Уильяма Уайлера. Вот уж где вроде бы никакой исторической драмы нет. Пек играет обыкновенного репортера, который занимается светской хроникой. И попадает словно в какую-то волшебную сказку, где ему повезло влюбиться в некую принцессу. В сказке ему весело и хорошо – но приходит час, и надо возвращаться в повседневность, в свою газету. А принцессе – в свою рутину придворного бытия. Вот, собственно, и все. Счастливый сон заканчивается неласковым пробуждением. Но разве пековского репортера есть за что наказывать? Он все делал правильно. Старался быть естественным. Рядовой человек на сцене истории, он на миг попал в свет софитов. И получил свою долю славы от щедрот искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
857
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2648
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1800
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1410

Другие новости