0
2659
Газета День в Истории Интернет-версия

26.03.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 26 – 28 марта

Тэги: история, кино, архитектура


история, кино, архитектура Виртуоз запахов Гренуй добился любви. И это его смерть.
Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы»

Начну с тривиального. Кто работает, тот создает нечто новое; применительно к творчеству это справедливо вдвойне. Небольшая переакцентировка, обобщение множества человеческих деяний – и вот уже возникает мир, прежде не существовавший. То есть утопия – ведь в переводе это греческое слово означает «место, которого нет». Вернее, не было, а теперь есть, будет.

Так создаются и государства. Не обязательно по заранее разработанному проекту – нет, часто по наитию. Методом тыка, как говорят физики. А результат получается такой, что явно требует аккуратного истолкования.

27 марта 1330 года на том месте, где река Кострома впадает в Волгу, был заложен Ипатьевский монастырь. Тот самый, где в 1613 году благословили на царство родоначальника династии Романовых – Михаила Федоровича. А основал монастырь, согласно легенде, некий Чет, знатный мурза из Золотой Орды, добровольно пошедший на службу к Ивану Калите – московскому князю. Причем свой ярлык (хочется сказать – мандат) на великое княжение этот последний получил ровно за два года до того, 26 марта 1328 года, от хана Узбека в благодарность за жестокое подавление восставшей против Орды Твери. С ханской властью у Калиты были хорошие отношения, на том он и возрос.

Лет через полтораста, 26 марта 1475 года, в Москву прибыл Аристотель. Не тот, конечно, который древнегреческий мудрец, а Аристотель Фиораванти, то бишь Родольфо Фиораванти дель Альберти, получивший свое прозвище за ум и образованность. Известного итальянского зодчего и инженера наняли в Москву, и он стал главным строителем нынешнего Кремля. Строил, строил – но случилась опала, и он побывал в темнице (не иначе как за свои добродетели), а потом и вовсе пропал. Такое уж было государство, главный сакральный объект которого он возводил.

Пришло Новое время – и подобные конфликты и казусы стали предметом пристального философского и социологического исследования. 27 марта 1893 года родился один из крупнейших интеллектуалов-гуманитариев XX века Карл Манхейм (или Мангейм, Мангейм; ум. 1947). Родился он в Будапеште, в молодые годы прошел через неогегельянскую левизну, потом работал в Германии, а с приходом нацистов к власти обосновался в Англии. Главная книга Манхейма, ставшая долгоживущим достоянием общественной мысли, – «Идеология и утопия» (1929). Само сопоставление двух форм коллективного сознания, вынесенных в ее заголовок, превратилось в своего рода хрестоматийную очевидность, хотя нередко уточняется и оспаривается.

Коротко говоря: идеология выступает как апология статус-кво, прежде всего применительно к государству, а утопия – апология потенциально возможного. Альтернатива проста: выбор между идеологией и утопией. Сегодняшняя утопия, если выбор будет сделан в ее пользу, превратится в новую идеологию, которая придет на смену прежней. Утопия и идеология по природе, по структуре своей, в сущности, одинаковы. Такая вот пессимистическая, даже безысходная картина – в силу коллективности и апологетичности.

Направление для поисков выхода напрашивается: предпочитать апологии критицизм, аналитичность, а коллективным представлениям – личностные, частные. И то, и другое написано на роду у науки и искусства. Особенно если искусство граничит с социальной практикой. Как архитектура, например.

В Германии веймарских лет возникла модернистская, даже авангардистская архитектурная школа Баухауз, получившая известность как средоточие и законодатель так называемого интернационального стиля. Главой этого объединения был родившийся 27 марта 1886 года Мис ван дер Роэ (ум. 1969). Здания, которые он проектировал и строил, были отмечены техническими новинками, которые естественно приводили к изменению стилистики: прямые углы, подвижные внутренние перегородки, перенос весовой нагрузки с несущих стен на стальные опоры. Все это воспринималось как новая свобода. Павильон Германии на международной выставке в Барселоне, построенный по этим принципам, принес ван дер Роэ мировую славу. Но из Германии гитлеровской ему пришлось уехать – для нацистов Баухауз был одной из форм «выродившегося искусства». Последние 30 с лишним лет ван дер Роэ был уже американский гражданин, американский архитектор. Небоскребы в Чикаго – его визитная карточка в этот период. А в 1968 году открылась последняя из его крупных построек – Новая национальная галерея в Западном Берлине. Последняя не только потому, что мастер ушел из жизни. Стили меняются. На смену модернизму пришел постмодернизм. Тоже модернизм, если разбираться, но с такой вот маленькой и значимой приставкой «пост».

Это ведь не только в архитектуре произошло. Постмодернизм, в свой черед, утвердился и в литературе. 26 марта 1951 года родился один из самых известных и читаемых в мире писателей данного направления – французский прозаик Патрик Зюскинд. Мис ван дер Роэ строил свою личную утопию в камне, а Зюскинд идет дальше – сводит счеты с утопией вообще. С утопией как таковой.

Гренуй, главный герой его самого известного романа «Парфюмер» (по нему сделан известный фильм Тома Тыквера), – это аллюзия на гениев из литературы прошлого. Злой умысел убийцы оказывается порождением разума. Писателям и философам века Просвещения – большой постмодернистский привет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
753
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2498
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1686
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1307

Другие новости