0
1085
Газета День в Истории Интернет-версия

25.03.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 25 марта

Тэги: история, театр, открытия, свобода


история, театр, открытия, свобода Таким был Артуро Тосканини, когда он впервые приехал в «Метрополитен-опера». Сорок один год, середина пути.
Фото Эме Дюпон, 1908

О том, что такое культура или цивилизация, можно спорить до бесконечности – и спорят. Количество определений исчисляется сотнями. Но если не ограничиваться поиском дефиниций, то прежде всего становятся очевидны две стороны явления. Иногда они соседствуют на листке календаря, образуя этакую действующую модель.

Пятьсот с лишним лет назад, 25 марта 1505 года, из Лиссабона отправилась португальская экспедиция. 22 корабля с полутора тысячами солдат должны были ни много ни мало завоевать Индию и Малакку, а также пресечь египетскую и арабскую торговлю с этими странами. Сделать это, разумеется, не удалось. Но, при всей вздорности затеи, что-то мешает признать ее мертворожденной. Ну хотя бы одна мелочь: среди участников экспедиции был некто Фернан Магеллан. Тот самый, будущий организатор первого кругосветного путешествия. А 25 марта 1997 года на дне Тихого океана, недалеко от берегов Эквадора, был найден испанский галеон «La Capitana», который затонул в 1654 году с награбленными сокровищами инков – серебром и золотом.

Вот она, наглядность: в одном случае происходит событие, вернее, начинается цепь событий, влекущих за собой какие-то непредсказуемые последствия. Опасность, риск – и потенциальные возможности. А в другом случае все уже произошло и давно кончилось. Осталось богатство, сокровище, в чистом виде музейный экспонат. Так устроена культура, у нее две ипостаси: создание нового здесь и сейчас – и долгое хранение старого, созданного кем-то и когда-то.

Это, конечно, условная схема. На самом деле чаще всего мы наблюдаем смешение двух противоположностей. 25 марта 421 года была, например, основана Венеция. Город-музей, это несомненно. Но ведь и живой город. В нем живут, работают, там есть университет, театры, известнейшие кинофестивали. Согласно легенде Венеция поднялась из расступившихся вод лагуны как «град неописуемой красы» – примерно как богиня Афина. Ну да, художественный образ, условность: города не возникают сразу в готовом виде. Но одна черта всякого творчества здесь ухвачена: краткий миг, живая точка, где рождается новое. Новизна, разумеется, категория преходящая. От пера, мольберта, иных инструментов до музея путь недолгий.

А у родившегося 25 марта 1871 года выдающегося русского художественного деятеля Игоря Грабаря (ум. 1960) творчество и хранительство вообще слились до неразделимости. Я потому и обозначаю род его занятий нарочито расплывчато: он был и художник (причем пользовавшийся успехом), и критик, и ученый-искусствовед, организатор реставрационного дела, и виднейший представитель музейного сообщества, – в общем, универсал. Как художник Грабарь писал и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Не говоря уж о том, что он делал иллюстрации для журнала «Нива», в котором публиковались его статьи. Одни тексты писал для любителей искусства, другие – уже главным образом для специалистов. В частности, «История русского искусства», работу над которой он возглавлял; ее издание прервалось из-за войны, в канун революции. В течение ряда лет (1913–1925) Грабарь был директором Третьяковской галереи. В общем, фигура первой величины в мире художественной интеллигенции. Его, скажем так, не тронули. И титулами он не был обделен: и народный художник СССР, и академик двух академий – «большой» и Академии художеств, и даже лауреат Сталинской премии. Это после «Мира искусства», в котором Грабарь состоял. А в его художественном наследии есть не только «Февральская лазурь» с «Мартовским снегом», но и «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина». Интересный симбиоз получается┘

Что-то подобное произошло некогда с Николо Макиавелли. 25 марта 1532 года, через пять лет после его смерти, была издана написанная им «История Флоренции» – о том периоде, когда городом правило семейство Медичи; впоследствии оно было свергнуто, но через 20 лет вернулось к власти. Серьезный труд, как всегда у автора «Государя», но стремление заслужить благосклонность Медичи наложило на эту книгу несмываемую печать.

Дело, мне кажется, не в том, что Грабарь прочно сидел в насиженных креслах, а в том, что ему, с его очевидным конформизмом и столь же очевидным высочайшим профессионализмом, приходилось метаться, судорожно искать, какое из них окажется надежнее. Работая в музейном отделе Наркомпроса, он сделался приятелем сослуживицы – Натальи Седовой, жены Троцкого. А потом оно вон как обернулось. Затаиться – все, что он мог сделать. Подальше от должностей, стать просто художником. Написал портрет некоей девочки Светланы, и все решили, что это та Светлана, которая дочь Сталина. Оставалось быть на привязи у власти. Ролей у деятеля искусств было много, но перемещение сделалось иллюзорным.

Я понимаю, что рискую впасть в очевидное упрощение, но позволю себе предположить, что очень большую роль в судьбах творческих людей играет возможность географического перемещения – пусть теоретическая. Грабарь был прикован к музеям и реставрационным мастерским, уже одно это лишало его свободы передвижения. А советские порядки делали его непоправимо невыездным. И куда ему было податься, где спастись от Большого Брата и его всевидящих глаз?

То ли дело случай Артуро Тосканини, великого дирижера XX века. Он родился 25 марта 1867 года и прожил долгую жизнь – до своего 90-летия не дотянул два месяца с небольшим. Ведь, казалось бы, человек его специальности связан с социокультурными институтами множеством нитей – не слабее, чем искусствовед или художник. Но вот перед нами, что называется, послужной список: учился в своей родной Парме как виолончелист, играл – обратите внимание! – в передвижной оперной труппе, на ее гастролях в Рио-де-Жанейро дебютировал как дирижер, потом выступал в этом качестве в 20 итальянских городах, несколько лет разрывался между миланским «Ла Скала» (которым руководил 15 лет) и театрами Буэнос-Айреса, затем, из-за конфликта в Милане, уехал в США, в «Метрополитен-опера». Потом снова «Ла Скала», Нью-Йоркский филармонический оркестр, оркестр нью-йоркского радио, и Тосканини не был равен себе прежнему, а обновлялся. Вот что значит свобода вообще и в частности, свобода передвижения – одна из великих человеческих свобод. Было бы кому передвигаться и с чем, то есть с каким запасом творческих сил. Тогда будет рождаться великое, и омузеивание художника или ученого не произойдет раньше срока. А в академиях и госструктурах состоять необязательно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
743
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2488
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1675
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1295

Другие новости