0
836
Газета День в Истории Интернет-версия

12.03.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 12–14 марта

Тэги: история, кино, демократия


история, кино, демократия У аристократа-чудака, которого написал Григорий Горин, особый способ видеть мир.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Есть два равных по силе и значимости, извечно противостоящих друг другу начала в жизни человечества – аристократическое и демократическое.

Где материализуется демократия? В сообществах, возникающих по демократическим принципам, в том числе в парламенте. А аристократия где живет? В аристократических кругах – во дворцах, замках и усадьбах.

12 марта 1613 года родился французский архитектор Андре Ленотр (ум. 1700), создавший королевские парки-ансамбли в Фонтенбло, Тюильри, Версале. Этот же календарный день отмечен рождением баварского принца-регента Люитпольда (1821–1912), которому обязан расцветом культуры «сияющий Мюнхен», по выражению Томаса Манна. Гений французской литературы Оноре де Бальзак 14 марта 1850 года, за пять месяцев до смерти, обвенчался в Бердичеве с графиней Эвелиной Ганской. А сэр Джордж Ноэл Гордон Байрон занял 13 марта 1809 года свое место в палате лордов британского парламента┘

Ну а в России, парламента, увы, не знавшей, 12 марта 1770 года учредили Английский клуб – сначала в Петербурге. Устроен он был, понятно, по английскому образцу, как клуб джентльменов, в состав которого новые члены принимались только по рекомендациям, путем тайного голосования. По политическим соображениям такие заведения, петербургское и московское, не раз закрывали, а окончательно их закрыли большевики. Потом в московском Английском клубе на Тверской разместили Музей революции.

В марте у нас годовщины больших потрясений. 13 марта 1881 года в Петербурге император Александр II был убит бомбой, брошенной по приговору революционеров «Народной воли». 12 марта 1917-го Февральская революция покончила с самодержавием, и на следующий день – вот торжество демократии и равенства! – последний царский министр финансов Петр Барк, инициатор тогдашнего «сухого закона», был арестован своим собственным лакеем┘

Мир вступал тогда в особую эпоху. И демократия, и аристократия энергично отвергались, вернее, получали новое истолкование. Люди культуры почувствовали это задолго до того, как мир охватили войны и революции.

13 марта 1891 года начала свои гастроли в петербургском Малом театре знаменитая итальянская актриса Элеонора Дузе. Чехов, восхищенный ее игрой в «Антонии и Клеопатре», писал своей сестре: «┘Меня разбирала тоска от мысли, что свой темперамент и вкусы мы должны воспитывать на таких деревянных актрисах, как Ермолова┘» Культурный провинциализм – важнейший фактор в нашей истории. Но речь не о том: через несколько лет благодаря союзу с Дузе важнейшей фигурой итальянского театра, художественной жизни Италии стал родившийся 12 марта 1863 года Габриэле Д'Аннунцио (ум. 1938), поэт, писатель и драматург.

Д’Аннунцио был аристократом, авангардистом и романтиком; эстетические ориентиры выразились в его политических идеях и позициях. Мечтал о театре нового типа, чуждом «буржуазной» сценической рутине, как заявлял этот новатор на языке, родственном большевистскому. Весь пафос его был направлен против действительности, за изображение сильных героев и против людей, живущих на нулевой отметке бытия. «Мы не хотим больше правды. Дайте нам мечту!» – провозглашал он, большой любитель речей и манифестов. Идеи Горького вспоминаются здесь, конечно, прежде всего. Причем Д’Аннунцио отличала как минимум не меньшая последовательность, чем нашего классика соцреализма. Начав с пьес и стихов, отмеченных, что ни говори, талантом и художественностью, он дошел до призывов типа «Да здравствует наша армия!», а потом до статуса государственного поэта при дворе Муссолини – опять-таки подобно Горькому. Аристократизм, выступающий как враждебность капитализму, – штука антигуманная и гибельная. Потому, между прочим, что не способен к рефлексии над собою и чужд иронии, юмору.

И здесь к месту будет вспомнить наше шестидесятничество, его театр и его клубную жизнь в тех формах, в каких эта последняя была возможна. 12 марта исполняется 70 лет со дня рождения драматурга, сценариста, прозаика Григория Горина (1940–2000). Все дружно цитируют его (или барона Мюнхгаузена, как хотите) слова о том, что самые большие глупости на свете делаются с умным выражением лица. Соль здесь ведь в том, что против «умного выражения лица» высказывается именно тот писатель и именно та художественная среда, которая отмечена умом, интеллектуализмом без всяких скидок. Словесность смешная, свободная, веселая отличается этими качествами как раз потому, что внутри самой себя печальна, да и веселиться ей в конкретных исторических обстоятельствах 70–80-х было нечего. Казалось бы. Но на самом деле – было, конечно. Ведь смех, ироническое видение мира, коим пленяет хотя бы тот же Мюнхгаузен, – это по природе своей не реакция на те или иные социальные несообразности, а именно такая особая оптика. Реакция на свинцовые мерзости русско-советской жизни – уже следствие, порождение этого устройства глаз.

Неподалеку от бывшего Английского клуба – по другую сторону Пушкинской площади, в стенах «Ленкома» – Горин нашел свое пристанище, тоже своего рода аристократический интеллигентский клуб. А кроме него был по соседству еще Дом актера. Но аристократизм этот – особого, демократического замеса. А демократизм его был особым образом пересозданной, переосмысленной аристократичностью. Политолог назовет это либеральной демократией, то есть демократией, помноженной на аристократизм. Только и всего.

12 марта – еще одна дата, не то что совсем круглая, но, пожалуй, кругловатая, что ли. 105 лет назад родился французский философ и политический мыслитель Реймон Арон (1905–1983). Во время Второй мировой войны – редактор газеты, которую издавала «Сражающаяся Франция» де Голля; потом пути Арона и де Голля разошлись. Но в чем он был постоянен и неустанен, так это в противоборстве с тоталитаризмом всех сортов и оттенков. В своей важнейшей книге «Демократия и тоталитаризм» Арон замечал: есть доля истины в утверждениях, что «конституционные свободы важнее для представителей привилегированных классов и, в частности, интеллигенции, чем для простых граждан». По словам Арона, «влияние традиционной аристократии уменьшается, но, однако, уже существуют или складываются новые меньшинства, которые также обладают социальным авторитетом, моральной властью, экономическим или политическим могуществом».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
739
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2482
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1672
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1291

Другие новости