0
1687
Газета День в Истории Интернет-версия

01.03.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 1 марта

Тэги: история, живопись


история, живопись Это вам не Боттичелли. Полный пересмотр эстетических представлений.
Оскар Кокошка. Автопортрет с обнаженным натурщиком. 1922.
Национальная галерея, Берлин, Германия

Слабые существа люди, уязвимые. И даже болезненные. Особенно те, которые с искрой божьей, с талантом.

Немецкий философ и социолог Георг Зиммель, родившийся 1 марта 1858 года, полагал, что в природе господствует закономерность, причинность, а в развитии человеческого общества, в истории – рок, судьба. И сам Зиммель как раз и стал жертвой различных сторонних сил, несовместных с его личностью и разумом: сначала он, профессор Страсбургского университета, был изолирован от академической среды Берлина, испытывал антисемитизм со стороны многих коллег, потом работу университета прервала война, а в 1918 году все довершила неизлечимая болезнь┘

Исторические примеры подобного рода – на каждом шагу. Мы привычно говорим о формировании греко-римского мира как единого целого. Современники сказали бы о переходе Греции под контроль Рима. А для того чтобы такой переход произошел, 1 марта 86 года до н.э. римский полководец Сулла Афины взял и разграбил.

Если обобщать, то в пределе мы увидим две модели поведения. Одну показал король Англии Эдуард III, который выкупил из французского плена 19-летнего юношу. Потом этот юноша стал Джеффри Чосером – его камердинером, оруженосцем и заодно автором «Кентерберийских рассказов», основоположником английского литературного языка. Было это 1 марта 1360 года. 400 с лишним лет спустя, 1 марта 1799-го, русский император Павел I издал специальный указ, запрещающий танцевать вальс – ввиду безнравственности оного. А вы говорите, прогресс человечества.

Кстати, об отношении к красоте. Сегодня день рождения великого итальянского живописца, чьи картины давно сделались эталоном художественного совершенства, а его «Рождение Венеры» – воплощением красоты. Это Сандро Боттичелли (1445–1510). Между тем он с некоторых пор перестал писать обнаженную натуру – под влиянием известного проповедника-аскета Савонаролы. Что ж, конфликт между духовностью и эстетикой. Не в первый и не в последний раз.

Но коль скоро речь о гениях, чьи шедевры стали образцами на все времена, то никак нельзя обойти большой сегодняшний юбилей: 1 марта исполняется 200 лет со дня рождения Фридерика Шопена (1810–1849). Эпитеты излишни, каждый подберет их по вкусу сам – как и обозначение национальной принадлежности композитора. «Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная» – его слова. (Транскрипция его фамилии – из французской жизни.) И пусть с такими ключевыми именами, как Шопен, культурное самосознание каждой нации связывает свою идентичность. Существеннее другое – то новое, благодаря чему творец становится такой фигурой. Шопен – уникальный среди композиторов такого масштаба, кто обошелся без эпоса, без трубной мощи. Музыкант он камерный, почти исключительно фортепианный. Это во-первых. А вторая его черта, которая бросается в глаза (и которая стоит за этой камерностью), – изысканность аристократизма. Тонкость. Программное изящество. Музыкально одаренная мать, отец – известный педагог. Покровительство князей, роман со знаменитой писательницей. Что это? Да норма, вот и все. Благородная норма, которая всегда была достоянием немногих.

А вот что такое его душевные тяготы, мучительная болезнь, ранняя смерть? Плата за художественный взлет, за безмерную трату сил?

Случай Шопена в этом отношении, конечно, один из многих; в России – с особенным акцентом. Устоявшийся, упроченный за многие века канон, требующая все новых и новых жертв судьба, эссе о коей Владислав Ходасевич назвал «Кровавая пища», а потом Игорь Померанцев ответил ему – нет, ей! – своим: «Довольно кровавой пищи». Но это всемирная традиция: великий художник здоровым не бывает. 1 марта 1892 года родился японский писатель Акутагава Рюноскэ. Во многом – случай Шопена: происхождение из старой высококультурной семьи, основополагающая роль родоначальника новой японской литературы. Вместе с родительским культурным запасом Акутагава унаследовал от матери нервную болезнь. «У меня нет совести, – говорил он. – У меня есть только нервы». Итог – трагический: самоубийство в 35 лет.

Да, что называется, к «здоровым силам» Акутагаву никак не отнести. Вот только┘ Может быть, понятие здоровья и нормы шире простого клинического стандарта? Кто этого не чувствует, тот идет по широкой, хорошо изученной дороге.

Оскар Кокошка – крупнейший австрийский художник, один из лидеров экспрессионизма, родившийся 1 марта 1886 года (ум. 1980). Одно из его произведений – это просто автограф в виде инициалов, и выглядит он, натурально, O.K. Это не «о’кей», будьте спокойны. Просто подначка, сокращение от Oskar Kokoschka.

От Кокошки ведь ждали этой бодрой позитивности. А не получив ее от модернистского художника, далекого от усвоенных классиков, пережившего к тому же бурный роман, – обрушились на него. Нацисты поместили многие из его работ на устроенную ими выставку «Дегенеративное искусство». Название по-своему предельно точное: такова эстетика тех, кто составил опору нацизма. Тем более что авторитетные врачи, обследовав Кокошку после Первой мировой войны и плена, признали его психически нестабильным┘

Знамо дело, гении – люди со своими грехами. Кто же без них? Все дело в мере и качестве. А среди тех, кто родился в календарный день 1 марта, есть примечательные персонажи. Эрих фон дем Бах (1899–1972), обергруппенфюрер СС, генерал войск СС и полиции. Давний любимец Гитлера. Командовал войсками СС в Центральной России и Белоруссии, подавлял польское восстание в Варшаве. Большой поклонник расстрельного жанра. Богдан Кобулов (1904–1953), замглавы НКВД. Специалист по депортациям народов: чеченцев, ингушей, крымских татар, армян, болгар, греков. Наконец, Халид Шейх Мохаммед (р. 1964) – инженер-машиностроитель по специальности и деятель «Аль-Каиды». Осужден как организатор событий 11 сентября 2001 года.

Безумный мир? Это сложный вопрос. Но участки и аспекты, поддающиеся осмыслению, в нем уж точно есть. 1 марта 1869 года Дмитрий Менделеев представил первый вариант своей периодической таблицы элементов. Увидел закономерность. Забрезжило.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
585
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2309
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1521
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1150

Другие новости