Уже полвека как нет на свете Кристиана Диора, но его влияние заметно в нынешних коллекциях мод.
Фото Reuters
Подбирая тему для сегодняшнего выпуска календаря, я обратил внимание на то, как много пришлось на этот день конфликтов, битв, казней и прочих проявлений агрессии и репрессивности.
В самом деле.
21 января 1189 года германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце выступили в Третий крестовый поход.
21 января 1605 года русский царь Борис Годунов разбил войско Лжедмитрия I под Добрыничами близ Орла.
21 января 1790 года доктор Жозеф Гильотен представил Национальной ассамблее, собравшейся в Париже, машину собственной конструкции для «гуманного» исполнения смертной казни. Ровно через три года, 21 января 1793-го, французский король Людовик XVI был казнен с помощью этой самой машины по приговору революционного Конвента. На этом фоне апостолом ненасилия смотрится американец Рассел Хоуз, который 21 января 1853 года запатентовал всего лишь машину для изготовления конвертов. И даже Джон Маккинрой, его соотечественник-теннисист, занимает вполне почетное место, так как 21 января 1990 года впервые в истории турниров Большого Шлема был снят с соревнований всего лишь за оскорбление судьи.
Наконец, еще одна веха из истории репрессий: 21 января 1980 года началась ссылка академика Андрея Сахарова – правозащитник был задержан и вместе с женой Еленой Боннэр без суда выслан в город Горький (сразу появился анекдот, что он теперь должен быть переименован в Сладкий). При этом Сахаров был лишен всех наград, присужденных ему ранее.
Однако, по некотором размышлении, я решил, что сегодняшний день такой не один. И более интересно было бы сосредоточиться не на типовых событиях, а на неповторимых индивидуальностях, полярно этой стандартности противоположных, и начну эти заметки с двух взаимоисключающих дат. Итак:
– 21 января 1921 года в газете «Правда» Ленин впервые употребил словосочетание «руководящая роль партии».
– 21 января 1905 года родился человек, руководящей роли в этом смысле не игравший, но подлинный законодатель мод – Кристиан Диор (ум. 1957), один из самых известных модельеров одежды.
В его биографии вот что любопытно: взаимодействие, хочется даже сказать – сращивание искусства моды с искусством в собственном смысле слова, с одной стороны, и с бизнесом XX века – с другой. Начинал свой путь Диор с того, что совместно с другом, Жаном Бонжаком, открыл картинную галерею и стал выставлять таких художников, как Пикассо, Брак, Матисс. Увы, экономика помешала: кризис. Пришлось заниматься парфюмерией. Потом была война. В 1946 году Диор вернулся в мир моды и открыл свой модельный дом в Париже. И здесь, замечу, круг замкнулся: теперь уже модельер Диор стал оказывать влияние на кино, театр, эстраду, участвовать в их работе. Все это стало возможно потому, что Диор как модельер добился оглушительного успеха, представив публике в 1947 году коллекцию «Новый облик». «Мы прощаемся с войной, ее униформами и крепко сложенными женщинами-военными» – так он определил потом ее смысл. С тех пор имя Диор стало именем нарицательным, а он сам – человеком-брендом. Первым в нашей сегодняшней галерее таких людей.
В области, не такой уж далекой от моды, – хореографии – это родившийся ровно на год позже Диора Игорь Моисеев (ум. 2007), человек-синоним народного танца в профессиональном искусстве (и тоже, по современным понятиям, бренд). В 1937 году Игорь Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца и в течение 70 лет, до самой смерти, был его бессменным художественным руководителем. Ему выпала редчайшая удача – руководить постановкой концерта в честь своего 100-летия. А до этого – и невольно для этого – ставил не только представления своего ансамбля, но и парады физкультурников, официальные спортивные и танцевальные праздники, увы. Причем создан был этот ансамбль при поддержке такого большого друга культуры, как председатель СНК СССР Вячеслав Молотов, и первую репетицию провел 10 февраля 1937 года.
Долгожители в культуре советской эпохи – вообще фигуры из ряда вон. Жизнь была – лотерея или, лучше сказать, русская рулетка, только стреляли не сами «игроки», а те, кто присматривал за ними. Несколькими годами младше Моисеева был человек, который вполне мог стать фигурой подобного же склада, – актер, кинорежиссер, оператор, художник Леонид Оболенский, родившийся 21 января 1906 года. Он изведал опалу и угрозу ареста, от которой скрылся в Ашхабаде – на окраине империи. Ушел на фронт в ополчение, попал в плен, потом был за это осужден и прошел лагеря. Вернулся в кино, был даже журналистом на ТВ, оказался человеком в тени, зато долгожителем. Умер в 1991 году┘
Теперь снова обратимся к зарубежному опыту. Знаменитый испанский певец Пласидо Доминго родился 21 января 1941 года. Тут я, впрочем, споткнулся: испанский? Что с того, что он пришел в наш мир в Мадриде? Ведь учился музыке и начинал свою артистическую карьеру в Мексике, а потом выступал на многих сценах земного шара, пел на множестве языков, в том числе на китайском. Наряду с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом он вошел в историю как один из «трех теноров», покоривших весь мир. Опять-таки налицо очевидные признаки бренда.
А вот еще интересный случай: родство, с которым связано бремя громкого имени. Пусть близкого, но не своего. Огюстен Бон Жозеф де Робеспьер, депутат Конвента от Парижа, был братом того самого Максимилиана Робеспьера, родился 21 января 1763 года. Его так и прозвали: Робеспьер Младший. И все, что он делал, – делал как брат и вместе с ним. Голосовал за казнь короля, усмирял мятеж по указаниям старшего Робеспьера. И был лишен жизни так же, как старший брат, – на гильотине на другой день после термидорианского переворота 1794 года.
Бывает, стало быть, и так, что яркая индивидуальность вознаграждается, а безликость и зависимость от руководящих указаний наказывается, причем жестоко? Наверное. Хотя, если вспомнить первые абзацы этих заметок, обольщаться не следует.