0
1034
Газета День в Истории Интернет-версия

19.01.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 19 января

Тэги: история, наука, живопись


история, наука, живопись Поль Сезанн открывал и утверждал неразрывность рисунка и цвета.
Девушка у пианино. 1868. Государственный Эрмитаж

Как-то потихоньку ушли в прошлое споры о физиках и лириках, вызывавшие в советском обществе немалый интерес в те годы, когда понятие научно-технической революции было еще в новинку. Постепенно забылась и высказанная полвека назад английским писателем Чарлзом Перси Сноу идея о двух культурах, носителями которых выступают наука и художественная литература, и о растущем разрыве между ними. Но реальная проблематика, стоящая за этими дискуссиями, никуда не делась. Естественное и гуманитарное знание взаимодействуют между собой по алгоритму, описанному Тойнби: вызов – ответ. А вся цивилизация пребывает во внутренне конфликтном состоянии динамического равновесия.

В нашей рубрике отражение этого состояния можно найти в рядах великих имен. Сегодня, например, день рождения двух британских изобретателей, достижения которых стали в свое время основой промышленного переворота и индустриального развития. Джеймсу Уатту (1736–1819) принадлежит заслуга создания такой паровой машины, в которой отработавший пар направлялся в конденсатор, а не в атмосферу, как делалось в более старых конструкциях. Система валов, передающих вырабатываемое машиной усилие, тоже придумана Уаттом. А Генри Бессемер (1813–1898) изобрел конвертор для передела жидкого чугуна в сталь и предложил бесслитковую прокатку стали – это не считая множества других машин и приспособлений.

Техника техникой, но здесь я бы обратил внимание на некоторые гуманитарные аспекты. Первое: что сделал Уатт со своим методом конденсации пара, а потом с паровозом? Запатентовал. А Бессемер с конверторами и другими своими разработками? Тоже, естественно, запатентовал. Далее: откуда Уатт взял деньги на постройку паровой машины? Он ведь не был богатым человеком. Но нашелся такой богатый человек, который стал спонсором, – промышленник Мэтью Болтон. По этим штрихам мы видим картину общества, знающего, что такое частная собственность вообще и интеллектуальная в частности. Умеющего использовать правовые инструменты.

Что, впрочем, не снимало конфликтных отношений между химиками и поэтами, по классификации тургеневского Базарова. Но уже в XVIII–XIX веках были попытки как-то это противостояние преодолеть. Одну из них предпринял родившийся 19 января 1798 года французский философ Огюст Конт (ум. 1857) – поборник реального, позитивного знания о мире в противовес религиозным химерам (отсюда название учения – позитивизм) и основоположник социологической науки. Но┘ выпустив свой «Курс позитивной философии», Конт взялся за создание новой религии с соответствующим новым духовенством. Он выдвинул проект «позитивной политики», предполагавший полное растворение индивида в обществе; последнее должно было занять место бога как «высшее существо». Проект не нашел поддержки, смена религиозной системы не состоялась.

Принято считать, что в искусстве, вообще в духовной культуре в отличие от науки и техники не существует прогресса. Но это суждение, думается, несколько упрощенное.

Отцом современного искусства называл Пабло Пикассо великого французского художника Поля Сезанна, который родился 19 января 1839 года (ум. 1906). И это мнение не только одного гения, стоящего наособицу. Да и сам Сезанн был убежден, что нашел в живописи новый метод, новый путь, по которому за ним следом пойдут другие. Своим молодым почитателям он говорил: «Может быть, я пришел слишком рано. Я художник в большей степени вашего, чем своего поколения». И вряд ли это было самообольщение. Ведь опыт многих последующих течений в живописи подтвердил предчувствие Сезанна. «В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы┘» – писал он. Вот вам между делом и кубизм, и многое иное. После Сезанна нельзя писать, не выучив его уроки или не преодолев их, – это и есть художественный прогресс. Просто он несколько иначе устроен, чем научно-технический.

Идиллия тут, конечно, невозможна. Веками художники исповедовали противостояние духа и материи – даже если в их жизненной практике эти два начала как-то сосуществовали. Родившийся 19 января 1868 года австрийский писатель Густав Мейринк (ум. 1932), автор культового, как теперь говорят, романа «Голем», прежде чем прийти в литературу, занимался банковским делом, но в творчестве своем предпочитал мистические превращения и прозрения. Под его пером фантасмагорические приемы куда больше открывали в действительности, чем реалистические в привычном смысле слова. Мейринк и собственной персоной предавался оккультизму – по тем же, надо полагать, мотивам.

Примечательно, что у Мейринка один день рождения с еще более знаменитым и читаемым романтиком и мистиком – Эдгаром Алланом По (1809–1849). (Кстати, к все тому же вопросу о духе и материи: По был первым известным американским писателем, начавшим жить на литературные доходы.) И снова перед нами пример искусства как способа познания. При всем нагнетании мрачных символов и фантастических эффектов, которые тоже суть способ понимать мир. Константин Бальмонт, любивший автора «Ворона» и его переводивший, назвал его «Колумбом новых областей в человеческой душе».

Теперь – два контрастных, даже полярно противоположных человеческих типа. Американская рок-певица, символ 60-х годов Дженис Джоплин родилась 19 января 1943 года, в октябре 1970-го была найдена мертвой. В кратком промежутке между этими датами – творчество, алкоголь, наркотики, творчество и так далее до конца. Издержки такого типа самовыражения очевидны. Но есть серьезные доводы в пользу вот какой констатации: идеи терпимости и плюрализма утверждались в обществе именно таким способом. И вспоминается здесь наш просвещенный соотечественник Павел Киселев, родившийся 19 января 1788 года (ум. 1872), граф, генерал и образцовый администратор. Тот, о котором Пушкин писал: «Он, может, самый замечательный из наших государственных людей». Но один его шаг был, наверное, наиболее прогрессивным и новаторским. А именно: в 1833 году за цыганами Дунайских княжеств – протектората России, которым Киселев фактически управлял, был признан статус личности. Их уже нельзя было безнаказанно убивать. А до 1833-го, в золотом веке русской культуры, было можно. Вот так-то.

Разные есть способы работать на свободу. И каждый бывает необходим.

Напоследок – две даты с большим гуманитарным смыслом. 19 января 1825 года американцы Эзра Деггет и Томас Кенсетт запатентовали жестяную консервную банку. (Привет от Эндрю Уорхола.) А 19 января 1915-го француз Жорж Клод получил патент на рекламное объявление с неоновой подсветкой. Век потребления, друзья. Наперекор веку истребления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2319
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1529
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1161

Другие новости