0
914
Газета День в Истории Интернет-версия

01.12.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 1 декабря

Тэги: история, музей, тюссо


история, музей, тюссо Это не Московский планетарий, а Музей мадам Тюссо в Лондоне. Там «модели» звезд и планет, здесь – известных людей.
Фото с сайта www.wikipedia.org

В России первый день зимы – опасный, чреватый неожиданностями. Чуть на небесах недоглядят – и произойдет что-нибудь, как выражаются в продвинутых кругах, эмблематичное.

Пожалуй, первое, что приходит в голову, – убийство Кирова ровно 75 лет назад, 1 декабря 1934 года. Было ли это совершено по указанию Сталина или стало для него нежданным подарком – в конце концов не так уж важно. Отношение к власти и государственному террору определяется не этим. Но вот то, что в первую годовщину выстрела в Кирова, 1 декабря 1935-го, вождь произнес одно из самых знаменитых своих изречений – «Сын за отца не отвечает», – кое-что, может быть, и значит. И уж точно обладает редкостной художественной выразительностью одна деталь: прозвучали эти слова на совещании комбайнеров.

Государственные мужи обычно ничего не делают просто так. И если что-то говорят, то в специально выбранном на то месте. Хотя чаще всего выбор этот не составляет проблемы. Где было Никите Хрущеву высказаться по волнующим весь народ вопросам живописи и эстетики? Разумеется, на художественной выставке – при посещении в Манеже экспозиции «Новая реальность», познакомившей москвичей с работами художников-авангардистов. Произошло это 1 декабря 1962 года. То, что наговорил Хрущев, стало и историей, и фольклором. Из последнего, думаю, и пришло. «Мой внук и то лучше нарисует!.. Пидорасы!..» Не Хрущев же это выдумал. Он был голос народа.

А иные откровения где ни яви – все одно. Какая разница, где и при каких обстоятельствах 1 декабря 1742 года императрица Елизавета I приказала изгнать из России всех евреев? «Веселая царица/ Была Елисавет./ Поет и веселится –/ Порядка только нет┘» (А.К.Толстой). Евреи мешали, видимо. И решила, порядка ради, сделать так, чтобы Россия была юденфрай.

Что общего у всех этих событий? Агрессивность, громкость, размах. А мирные деяния, направленные на благо, выглядят почему-то гораздо скромнее.

Скажем, 1 декабря 1882 года в Москве фирма «Гроссман и Кнебель» открыла книжный магазин и библиотеку. Владельцы – Павел Гроссман, русский офицер, и Иосиф Кнебель, коммерсант и страстный ценитель живописи, приехавший из Вены. Через 15 лет Кнебель начал работать и как издатель. Продолжалась эта работа почти четверть века. Книги Кнебеля – среди лучших образцов русского дореволюционного книгоиздания. А его дочь Мария Кнебель стала выдающимся театральным деятелем – режиссером и театроведом.

Увы, запоминаемость таких дат невысока. Куда больше помнят, например, про Синопскую битву, в которой 1 декабря 1853 года русская эскадра адмирала Павла Нахимова разгромила турецкую эскадру. Эффектная победа в начальной стадии бесславной Крымской войны почитается как День воинской славы России.

Самый верный способ удостоиться славы – это занять высший государственный пост и заявить о себе огнем из всех орудий. О коэффициенте полезного действия пусть спорят историки, если им не запретят. А до обывателя представление о вашем – и всего государства – величии доведут с помощью телевидения, памятников, эпопей, поэм и симфоний. В наше время визуальные средства на первом месте. Правда, русская культура, как принято считать, до недавних пор была литературоцентричной. Но связь между изображением и словом, когда она возникала, усиливала и то и другое.

Классический пример здесь – два образа Петра I, скульптурный и поэтический. 1 декабря 1716 года родился французский скульптор Этьен Фальконе (ум. 1791), чьим главным произведением стал конный монумент первому русскому императору в Петербурге. В сегодняшнем нашем восприятии пушкинский Петр и фальконетовский не существуют один без другого. Мы даже называем их одинаково – «Медный всадник». И вокруг этой пары – целое облако смыслов, ассоциаций, отражений. От надписи на пьедестале – «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая»), сделанной по предложению самого Фальконе, до остапобендеровского пародийного: «У Петра Великого/ Близких нету никого./ Только лошадь да змея –/ Вот и вся его семья».

В понимании Фальконе, Петр I простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной». Так торжественно изъяснялся скульптор, приглашенный в Россию Екатериной II, в письме своему другу Дени Дидро, также ею приглашенному. Как именно выглядит церемония (или спецоперация) «объезда», написал Пушкин в кошмаре Евгения. «Пушкин – певец империи и свободы», по определению Георгия Федотова. Но материализованный кошмар памятника и поэмы о нем – предчувствие того, что союз «и» в федотовской формуле набухает грядущей бедою.

Фальконе, между прочим, занимался не только большими формами, но и малыми. Будучи руководителем скульптурной мастерской Севрской мануфактуры, он даже лепил модели для┘ статуэток из бисквита, которые там делали. И здесь, мне кажется, было бы уместно вспомнить совсем другое имя из области пластических искусств.

Вот уж на что антимонументален был жанр, в котором работала младшая современница и соотечественница Фальконе – родившаяся 1 декабря 1761 года скульптор-портретист Мария Тюссо (ум. 1850)! Ассоциации это имя вызывает совершенно однозначные: Музей восковых фигур в Лондоне. Бренд, говоря современным языком. Она создала его сама, догадавшись, что с известных людей, действующих лиц истории, можно лепить восковые фигуры в натуральную величину, среди обычных предметов быта, а потом выставлять. В ее руках была и творческая сторона дела, и организационная, коммерческая. Теперь это семейная империя, основа для процветания наследников ее основательницы. Насчет художественности здесь обольщаться, я думаю, не стоит. Но как музей истории – почему бы и нет? И главное, ручаюсь, ни за каким бедным обывателем восковая фигура не погонится. Если кто-то и заслужил «ужо тебе», то не они.

И под занавес – из серии «История забавляется». 1 декабря 1255 года был основан Кёнигсберг, которому суждено было стать сначала городом Иммануила Канта, а потом советским и постсоветским областным центром Калининградом, отделенным от остальной России (некоторые острословы предлагают назвать его Кантоградом). А в годовщину этого события, 1 декабря 1935 года, в Нью-Йорке родился американский актер, режиссер и писатель, известный всему миру под псевдонимом Вуди Аллен. Настоящее же его имя – Аллен Стюарт Кёнигсберг. Не Калининград, слава богу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости