Памятник Гете и Шиллеру стоит в Веймаре у здания театра, который они основали.
Фото Андреаса Треппе
События часто бывают с продолжением. Не говоря уже об ассоциациях и параллелях.
Вчера мы вспоминали Хрустальную ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, еврейские погромы в Германии. Так вот, 10 ноября 1944 года нацисты в Освенциме провели визит делегации Красного Креста так, что скрыли от нее газовые камеры. 10 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН осудила апартеид в Южной Африке и расовую дискриминацию в любой части света. Зато 10 ноября 1975 года тот же международный орган приравнял к расизму сионизм, то есть движение за собирание еврейского народа на исторической родине – в Израиле; в 1991 году эту резолюцию отменили.
Далее, вчера у нас речь шла о германской республике – Веймарской, так как Учредительное собрание, принявшее Конституцию, состоялось в 1919 году в Веймаре в здании Немецкого национального театра. Сегодня исполняется 250 лет со дня рождения великого немецкого поэта, драматурга и философа Иоганна Фридриха фон Шиллера (1759–1805), который жил в Веймаре, как и его друг Иоганн Вольфганг Гете, вместе с которым основал этот самый театр. Город двух классиков – столица немецкой культуры – стал еще и истоком немецкой демократии.
Шиллер, конечно, романтик и идеализирует персонажей, служащих рупорами авторских идей. По ассоциации с героями его «Разбойников» вспоминается родившийся тоже 10 ноября герцог Бургундии Карл Смелый (1433–1477): не робкого десятка, да, но жестокий, воинственный, то есть, если называть вещи своими именами, разбойник.
Опять-таки, одной из тем вчерашнего выпуска «Имен и дат» было объединение Европы. А ведь именно ода Шиллера «К радости» («Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!») звучит в финале Девятой симфонии Бетховена, который является официальным гимном Европейского союза. Риторичен был Шиллер, да. Но нередко говорил точные и умные вещи. Например: «Мерилом справедливости не может быть большинство голосов». И даже так: «Что большинство? Большинство – безумие. Ум ведь лишь у меньшинства». И еще дорогого стоит такое: «Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил ее по вине самой же религии».
Между прочим, 10 ноября еще и день рождения лидера немецкой Реформации Мартина Лютера (1483–1546), который положил начало немецкому литературному языку своим переводом Библии. И был большой антисемит – стоял у истоков противоречий, которые немецкой культуре пришлось изживать после 1945 года. А так был убежденный, глубоко верующий человек. «На том стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог» – его слова. Сравним с максимой Бродского: «Но ворюги мне милей, чем кровопийцы»┘
И – к вопросу о Боге. 10 ноября 1770 года Вольтер сказал: «Если бы Бога не было, его следовало бы изобрести». А 10 ноября 1793-го победившая Французская революция так и сделала – ввела культ Высшего существа вместо христианского Бога.
У нас в России, как и в Германии, день 10 ноября тоже связан с основополагающей парой – Достоевским и Толстым.
10 ноября 1866 года, накануне своего 45-летия, Федор Достоевский закончил диктовать роман «Игрок» стенографистке Анне Сниткиной (через 10 дней он сделал ей, своей будущей жене, предложение). До срока сдачи рукописи оставалось четыре дня, и писателю грозила долговая тюрьма за проигранные деньги – и свои, и своей подруги Полины Сусловой.
А 82-летний Лев Толстой 10 ноября 1910 года не обрел семейное счастье, но, напротив, ушел из Ясной Поляны. Как гласила ставшая сакраментально известной телеграмма одного из репортеров, «графиня изменившимся лицом бежит пруду». Все это было задолго до Хармса. И до Алексея Охрименко, Сергея Кристи и Владимира Шрейберга – бардов, сочинивших пошедшую в народ песню «О графе Толстом – мужике непростом». Помните? «Жил-был великий писатель/ Лев Николаич Толстой,/ Мяса и рыбу не кушал,/ Ходил по именью босой./ Но Софья Андревна Толстая,/ Напротив, любила поесть,/ Она не ходила босая,/ Спасая семейную честь┘/ Наскучило графу все это,/ Решил он душой отдохнуть –/ Велел заложить он карету/ И в дальний отправился путь./ В дороге, увы, простудился,/ И на станционном одре/ Со всеми беззлобно простился/ И милостью Божьей помре». Добавить к этому нечего. Разве что┘
10 ноября у нас традиционно отмечают День милиции. Но ведь в этот день 1917 года было не только постановление «О рабочей милиции», но и декрет о печати, запретивший «контрреволюционные» издания. А 10 ноября 1929 года открылся пленум ЦК ВКП (б), принявший решение об ускоренной коллективизации. Вещи эти, как пела родившаяся в этот день 1982 года группа «Наутилус Помпилиус», – «скованные одной цепью, связанные одной целью»┘
.