Карл Саган рядом с макетом межпланетной станции «Викинг», совершившей посадку на Марсе. Что ее ждет на Марсе – выяснил именно он.
Фото с сайта NASA
9 ноября – день особый. Если бы не характер пришедшихся на него исторических годовщин, можно было бы сказать, что это немецкий бенефис. В Германии часто употребляется выражение Schiksalstag – «судьбоносный день». Сразу вспоминается гроссмановское понятие судьбы как начала, враждебного жизни. И сама эта историческая категория есть не что иное, как мистификация, подмена реального хода событий псевдофилософской фикцией.
Последнее из этих событий многие видели своими собственными глазами. Ровно 20 лет назад, 9 ноября 1989-го, началось воссоединение Германии: пала Берлинская стена – рубеж между буржуазным Западом и коммунистическим Востоком, рубеж, который в ГДР называли антифашистским валом. Странный, однако, вал: автоматы-самострелы на стене были нацелены внутрь и стреляли только по тем, кто пытался бежать. И убили 1065 человек. И все это сооружение было местом встречи двух миров, где открывалась их сущность. Сама идея отгородиться от внешнего мира стеною, как в Древнем Китае, – дикость, вызов по отношению к самой сути европейской идеи. С внутренней стороны – не подходи. С наружной, западноберлинской, это была выставка карикатур и граффити.
То, что произошло в немецком государстве в ноябре 1989 года, имело долгую предысторию. 9 ноября 1918 года – день Ноябрьской революции, свергнувшей в стране монархию. Можно сказать, что раскол Германии вышел на поверхность уже тогда. Социал-демократ Филипп Шейдеман провозгласил Германскую Республику, известную как Веймарская. А через два часа лидер «Союза Спартака» Карл Либкнехт объявил о создании Социалистической республики┘
Пять лет спустя, 9 ноября 1923 года, был подавлен так называемый «пивной путч» нацистов и арестован их фюрер Адольф Гитлер. День в день через два года были созданы отряды СС. 9 ноября 1938 года вошло в историю как Хрустальная ночь, предвестие Холокоста, – по всей нацистской Германии начались массовые еврейские погромы и убито было более 1300 евреев.
Кстати, по случайному совпадению 9 ноября также день рождения Фрица Тиссена (1873–1951) – немецкого промышленника и банкира, который финансировал нацистскую партию, более того – был членом этой партии, так сказать, с дореволюционным стажем – с 1931 года.
Но сегодня, когда свободная и воссоединенная Германия является неотъемлемой частью Европейского союза, куда важнее вспомнить другого человека из той же среды. 9 ноября 1888 года родился Жан Монне (ум. 1979), французский экономист, дипломат и предприниматель. В молодости он занимался снабжением армий Антанты, потом был помощником генсека Лиги наций – предшественницы ООН. В годы Второй мировой войны всячески ратовал за координацию снабжения союзных армий. А после войны главным его делом стала европейская экономическая интеграция. Сначала – Европейское объединение угля и стали, а потом дошло и до Общего рынка, превратившегося со временем в Европейский союз. Он один из немногих выдающихся деятелей Франции, чьи останки покоятся в Пантеоне.
Монне называют «отцом Европы». Кстати, тоже 9 ноября, но 1841 года родился его антипод – английский король Эдуард VII (ум. 1910), сын и наследник королевы Виктории, которого называют «дядей Европы». Он был дядей в самом буквальном смысле нескольким европейским монархам, в том числе Николаю II и Вильгельму II. Но был при этом большим недругом своего германского племянника и много сделал для вражды между Антантой и Тройственным союзом. Отличался любовью к лошадям и скачкам – так что Герберт Уэллс, выступавший энтузиастом европейского единства и всячески высмеивавший «любителей лошадей», весьма возможно, держал в уме именно Эдуарда VII.
И в этом контексте любопытно и плодотворно было бы вспомнить одного выдающегося человека, внутренне связанного с идеями глобализма и интеграции, но происходящего совсем из других кругов. Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося американского астронома, одного из пионеров экзобиологии (науки о внеземной жизни) Карла Сагана (ум. 1996). Ведь взгляды его представляли собой аналог или проекцию земного глобализма. Он исследовал условия на поверхности Марса, Венеры, других тел Солнечной системы – и точно предсказал, каковы эти условия. Занимался целым проектом, цель которого – поиск внеземного разума. Идея пластин с посланиями к инопланетным цивилизациям – его. К обитателям нашей Земли, от рядовых граждан до политиков, он обращался и сам – как эксперт и как популяризатор, даже писатель-фантаст. И предсказал в числе прочего глобальное потепление как результат человеческой деятельности, а также «ядерную зиму». Борьба с национальным эгоизмом, за демократию, защита гуманистических ценностей – все это Саган. Европеец, который спроецировал свою картину мира на всю Вселенную.