0
1188
Газета День в Истории Интернет-версия

21.10.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 21 октября

Тэги: история, война, нобель, ельцин, горбачев


история, война, нобель, ельцин, горбачев Изобретатель динамита Альфред Нобель мечтал сделать войны невозможными, но путь к этому виделся ему иначе, чем пацифистам.

Когда первобытный человек добыл огонь, он, сам того не подозревая, выпустил на волю одну из важнейших движущих сил прогресса. Миф о Прометее возник неспроста. И предметом постоянного беспокойства сделался контроль над зажженным огнем – дабы не спалить ненароком все на свете.

Дежурные метафоры: пламя борьбы, огонь восстания, поджигатели войны┘ Сегодня речь пойдет о людях и событиях, так или иначе связанных с воспламеняющим или даже взрывчатым началом – буквальным либо метафорическим. Начну издалека.

В вечно беспокоящем нас Гондурасе 21 октября – День армии; у военных «Огонь!» – самая главная команда. А в таких странах, как Судан и Сомали, часто фигурирующие в тревожных новостных сводках, – сегодня День революции. И, хочет кто-то того или нет, – ее последствий, которые в этих самых сводках проявляются.

А в 1858 году в этот день был впервые исполнен танец канкан (разумеется, в Париже). Весьма зажигательный.

Звезды, как известно, тоже зажигают, если это кому-нибудь нужно. А если не получается, можно обойтись их искусственными заменителями. 21 октября 1923 года в Немецком музее в Мюнхене профессор Вальтер Бауэрсфельд из фирмы «Карл Цейс» показал публике первый проекционный планетарий.

Вообще особый сегодня день. Какой-то рожденный 21 октября неизвестный святой из неведомой конфессии покровительствует, наверное, бунтарям, реформаторам, зачинателям новых движений и так далее.

21 октября 1517 года Мартин Лютер прикрепил свои 95 тезисов на двери собора в Виттенберге. Считается, что с этого началась Реформация.

Где Реформация, там и перестройка. Однокоренные понятия.

Мартин Лютер знал, чего добивается. Аж 95 тезисов накатал. Следующий наш герой не имел такой четкой программы. Но не менее, а то и более действенным нередко оказывается совершенно случайное, спонтанное стечение обстоятельств. И пример такого рода показала наша недавняя история. 21 октября 1980 года в высшем эшелоне партийной власти Советского Союза появился новый человек – 49-летний член Политбюро Михаил Горбачев. «Внедрить» туда никто, конечно, никого не мог, и что делать – виделось очень туманно. Но сработал закон больших чисел, а потом – неуправляемая динамика сложной системы. Так, как это чаще всего и происходит в истории человечества.

И тут – примечательное совпадение, связанное с политической и личной судьбой первого президента России Бориса Ельцина, который на несколько последних советских лет стал Горбачеву спутником-антагонистом. Ведь «бунт» Ельцина произошел тоже 21 октября, но 1987 года, когда он на пленуме ЦК бросил вызов Егору Лигачеву и самому генсеку.

┘Один советский литератор, в военном своем прошлом сапер, любил, по свидетельству мемуариста, устраивать затеи с труднопредсказуемыми последствиями. «Я ведь, – говорил он, – по натуре подрывник. Люблю, когда подложишь – и пф-ф-ф┘»

Есть такие люди. Не корысти ради они действуют и чаще всего не по идейным мотивам. Просто из спортивного интереса. Или творческого – художественного, научного. Все это примерно одно и то же.

Не рискуя ошибиться, именно к их числу можно отнести родившегося 21 октября 1833 года шведского химика и инженера Альфреда Нобеля (ум. 1896).

Спешу уточнить: он, изобретатель динамита, никаких зарядов в диверсионных целях не подкладывал. Он вообще – это существенно – был гражданином мирной, нейтральной Швеции. И занимался работой, как сейчас бы сказали, двойного – мирного и военного – назначения, которая досталась ему по наследству – от отца, ставшего позднее в России владельцем порохового завода и конструктором морских мин.

Собственно, двойного назначения был и сам Альфред Нобель, противоречивейший человек. Не хотел, чтобы его изобретение использовалось в военных целях. Вот для строительства Сен-Готардского туннеля в Альпах – это сколько угодно. А про армии и войну говорил так: «Единственное оправдание существования военной промышленности – это безопасность народа», а «в тот день, когда две армии будут в состоянии уничтожить друг друга в одну секунду, все цивилизованные нации в ужасе отшатнутся от войны и расформируют армии». Здесь уже звучит аргументация из эпохи ядерного оружия, но его тогда – хочется сказать «увы» – еще не было.

Конечно, винить Нобеля в ужасах двух мировых войн было бы не слишком справедливо. Тем более что он публично говорил о преступности войн, хотя к деятельности пацифистов относился критически. «Равновесие должно быть основано на страхе», – говорил он им и добавлял о своих пороховых заводах, что они «сделают войны бесполезными скорее, чем все ваши конгрессы». Но ведь не сбылось тогда. Похоже, со своими идеями Нобель поспешил. Или человечество за ним не угналось┘

А в общем – поразительной многосторонности был человек. Ученый-химик, изобретатель, предприниматель, рекламный агент самого себя. Ограниченность – не его черта. И очень может быть, что премии из Нобелевского фонда, о которых каждую осень судит и рядит человечество (делая тем самым их основателю самую успешную в истории пиар-кампанию), – это пусть отчасти, но все же попытка заплатить по счетам своей ответственности┘

Кстати, любопытное совпадение. Опять-таки 21 октября, но 1824 года англичанин Джозеф Аспдин запатентовал способ изготовления портландцемента. С одним и тем же календарным днем связаны два изобретения, противоположных по сути. Одно – скрепляет, другое – взрывает, разрушает. Два начала, вечно борющиеся на мировой арене.

Но на этом совпадения не заканчиваются.

21 октября 1659 года, 350 лет назад, родился немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь (ум. 1734). Как химик он был в каком-то смысле предшественником Нобеля, поскольку изучал процессы горения. Тогда еще ничего не знали о кислороде, и Шталь выдвинул теорию флогистона, то есть горючего начала – невесомой жидкости, которая при горении вещества улетучивается. Потом, с открытиями Лавуазье, эта теория отпала сама собою, но на рубеже XVII–XVIII веков, словно заряд взрывчатки, подрывала позиции алхимии.

Нечто подобное излагал Шталь и как медик. Его учение – анимизм – состояло в том, что в основе всех жизненных процессов лежит душа как безличное начало.

Впрочем, Шталь ничего не знал не только о кислороде. Ведь самая большая тайна подданных одного очень известного правителя заключалась в том, что души у них вовсе нет. Правителем этим был, если помните, герой пьесы-сказки «Дракон», которую – как и многое другое – написал родившийся 21 октября 1896 года Евгений Шварц (ум. 1958). Написал во всеоружии своего социального опыта.

Опыта, через который не прошли ни Нобель, ни тем более Шталь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
851
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2643
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1796
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1403

Другие новости