0
1345
Газета День в Истории Интернет-версия

02.09.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 2 сентября

Тэги: история, театр, революция


история, театр, революция Александр Филиппенко в роли Азазелло. Иным этого демона уже не представляешь.
Кадр из телесериала «Мастер и Маргарита»

Что весь мир театр и люди в нем актеры, человечество узнало от самих актеров. С тех пор информационные потоки возросли миллионнократно – а запоминается из них что? Жесты, фразы, выигрышные сцены – по всем законам театральности.

Собственно, понимать это начали еще в древности, когда не было не то что электронных СМИ, но даже печати. Марк Туллий Цицерон, само имя которого стало нарицательным, 2 сентября 44 года до н.э. произнес первую из 14 своих речей против Марка Антония – «филиппик», как сам знаменитый римский оратор их назвал в память о своем греческом предшественнике Демосфене, обличавшем Филиппа Македонского. И тогдашние, говоря современным языком, политические элиты заслуги Цицерона по-своему высоко оценили – включили его в списки врагов народа и зверски убили.

«Враг народа» – словосочетание приснопамятное. Древнеримская риторика, юридическая и политическая терминология, как известно, были подхвачены и получили широкое хождение в Новое время, особенно в периоды революций. Во Франции 2 сентября 1792 года Дантон и Марат предложили начать массовый террор против аристократов, и в Париже начались погромы. А к Великой французской революции, в свою очередь, апеллировали большевики. И 2 сентября 1918 года, после покушения на Ленина, ВЦИК объявил страну военным лагерем и провозгласил начало «массового террора против буржуазии и ее агентов».

Правилами давно расписано, как оформлять в виде слов и жестов действия тех, кто облечен властью. 2 сентября 1812 года Наполеон I со своей армией вступил в Москву, и у него, надо полагать, по этой части все было в порядке. Он был персонификацией победоносной силы. В этот же день 1794 года на юге Российской империи была основана Одесса. Согласно легенде, один из одесских первостроителей – знаменитый дюк де Ришелье, французский аристократ на русской службе, мечтал, чтобы это был город красивее Парижа. Но вышло так, что Одессу мысленно соотносили не с Парижем, а с Санкт-Петербургом и называли Южной Пальмирой по аналогии с Северной. Вот только город получился без петербургской официальной парадности. И со своей особой аурой, как средоточие смеховой, комической культуры. Бахтин бы сказал: город-трикстер по отношению к культурному герою Петербургу. Как Санчо Панса рядом с Дон Кихотом┘

Санчо Пансу, кстати, играл (в мюзикле «Человек из Ламанчи») один из любимейших в нашей стране артистов – родившийся 2 сентября 1926 года Евгений Леонов (ум. 1994). И в самом деле, кому же было взяться за эту роль, как не ему? Обаятельно-простодушный и в то же время чуть хитроватый на вид толстяк, даже увалень┘ Разумеется, за этими очевидными чертами его облика – стократно усиливающая их неохватность актерского диапазона: ведь он мог сыграть абсолютно все. И Лариосика в булгаковских «Днях Турбиных», и царя Креона в «Антигоне» Ануя, и Тевье-молочника в «Поминальной молитве» по Шолом-Алейхему, и Винни Пуха за кадром «мультика». От комической бесконечности до трагической. Но что осталось в зрительской памяти, чем держится в ней его образ? В очень большой степени – слова, фразы, коронные реплики, произносимые неповторимым голосом. И здесь, конечно, главную нагрузку несет кино, фильмы, которые в отличие от спектаклей видели все.

Всё ведь на слуху, будто вчера услышано в кинокартинах, названия которых и напоминать-то излишне. «Тостуемый пьет до дна!» «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!» «Хорошо сидим!..» «Пасть порву, моргалы выколю!» «У тебя в голове мозги или кю?» Последние две цитаты, ставшие уже поговорками, призваны выразить вроде бы не лучшие человеческие черты и типы. Но – обезвреженные, пересозданные искусством, фразы эти словно бы смеются над самими собою.

Что ж, актерское мастерство увековечивает себя в звучащем слове легче, надежнее, чем в визуальной образности. Но, кроме голоса, есть в распоряжении у актера и такие средства выразительности, которые предполагают уже вторжение в сферу литературного творчества.

Сегодняшний день богат на дни рождения больших актеров – и среди них назову двух, к кому последнее наблюдение прежде всего относится. 2 сентября 1935 года родился Валентин Гафт, который не только актер театра (в «Современнике» – вот уже 40 лет!) и кино (где ассоциируется у зрителей прежде всего с рязановскими фильмами). Есть еще и такое явление, как эпиграммы Гафта. Он сам сказал о них так: «Гафт очень многих изметелил/ И в эпиграммах съел живьем./ Набил он руку в этом деле,/ А остальное мы набьем». Будущим театро- и литературоведам придется, наверное, работать до седьмого пота, чтобы в необъятном корпусе приписываемых Гафту эпиграмм разобраться, какие из них и в самом деле принадлежат ему, а какие – всего лишь подделка. Но тот факт, что возникает само желание имитировать Гафта, уже говорит о многом. Другой популярнейший артист – Александр Филиппенко, которому сегодня исполняется 65 лет, вроде бы на лавры эпиграмматиста не претендует. Но если спросят, кто из актеров лучше всего разбирается в литературе, тоньше всего ее чувствует, – я бы назвал Филиппенко если не первого, то одного из первых.

У него классическая, знаковая в социокультурном смысле биография. Инженер, выпускник физтеха – это в 60-е годы. И тогда же он, как многие в Советском Союзе, уходит из аполитичной вроде бы профессии в продуваемую всеми идеологическими ветрами, терзаемую цензурой театральную сферу. Сначала – знаменитая студия МГУ «Наш дом», впоследствии разогнанная, потом – любимовская Таганка. Потом – на 20 лет! – сонное царство Театра Вахтангова. Но изменились времена, и Филиппенко выпало работать на сцене, например, с Робертом Стуруа, а на экране – дважды сняться в «Мастере и Маргарите»: сначала Коровьева (увы, фильм не увидели зрители), потом Азазелло. И сверх того – работа чтеца. Филиппенко сыграл моноспектакль по «Одному дню Ивана Денисовича», читает Зощенко, Довлатова, Юлия Даниэля┘ Что тут сказать? Безукоризненный вкус – и этого достаточно.

Это ведь не только для актеров хорошее правило...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
845
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2631
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1787
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1395

Другие новости