0
1507
Газета День в Истории Интернет-версия

15.07.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 15 июля

Тэги: история, демократия, элита, аристократия


история, демократия, элита, аристократия Ну и жизнь: даже на гвозде не удалось удержаться.
Олег Целков. Падающая маска

Аристократия (как и демократия) – термин из Древней Греции. Власть лучших. Откуда только этих лучших брать, в каких пробирках выращивать?

Наследственная элита, аристократия как слой – не единственный возможный способ. Еще один греческий термин – евгеника, то есть улучшение наследственных качеств человека. Ученые стали задумываться об этом в XIX веке, занялись, в частности, изучением родословных тех же аристократов. В нашей стране в 20-х годах было создано Русское евгеническое общество, и возглавил его выдающийся генетик Николай Кольцов, который родился 15 июля 1872 года. В своих лекциях и статьях он отмечал вещи, в те времена немодные. Например, происхождение Ломоносова – Холмогоры были местом ссылки опальных бояр. Или состояние российского генофонда, который, по мнению ученого, от революции пострадал больше, чем от войн. Кольцову этих суждений не простили, и «опальным боярином» сделался он сам. Прикрыли и евгенику, и генетику, а Институт экспериментальной биологии, который Кольцов создал и в котором он был директором, обезглавили. Разве что позволили ученому умереть на воле в 1940 году.

Аристократические слои, различные элиты и элитные группы существовали всегда. Одним из отцов теории элит был Вильфредо Парето. Сын итальянского маркиза-либерала, эмигрировавшего во Францию, он родился в Париже 15 июля 1848 года. Тема работы сплеталась с судьбой. Парето занимался и экономикой, и социологией, и статистикой. И установил, что 20% итальянских домохозяйств получают 80% доходов. Потом другие ученые выяснили, что это соотношение универсально: 80% результата создаются благодаря 20% затрат труда (и вообще 20% причин). Аристократизм в математической форме.

Лет двадцать назад замечательный поэт и журналист Александр Аронов, Парето наверняка не читавший, сказал в курилке замечательную вещь: достаточно из свободы, из искусства, из науки удалить, вырезать одну малую долю ради сохранения целого – и окажется, что его больше нет, что все целое заключалось как раз в той малой доле, которой мы пожертвовали. Такие опыты делались многократно. Элита всегда под ударом – ведь по самой своей природе она выделяется, «высовывается». «История – это кладбище аристократий», – заметил тот же Парето.

15 июля 1937 года в нацистской Германии близ Веймара – города Гете, Шиллера и республиканской Конституции – был основан концлагерь Бухенвальд. И в тот же день в СССР открыли 128-километровый судоходный канал Москва–Волга имени Сталина. Четыре года и восемь месяцев его строили заключенные. В значительной своей части – из бывшей элиты.

Потом, когда советское гидротехническое строительство, основанное на рабском труде зэков, уже потеряло былые масштабы, Фазиль Искандер в стихах, посвященных Юрию Домбровскому, словно выдохнул – вынес приговор социалистическому созиданию: «Отбушевали карнавалы/ На муравейнике труда./ Какие долгие каналы!/ Какая мелкая вода!» Вот оно что. Измельчание жизни и человека.

Индустриальная эпоха поставила мир перед этой проблемой еще до зарождения тоталитарных диктатур. Стандартизация, унификация, конвейерная сборка... Волна обезличивания накрывала мир. С элитарностью – очевидное противоречие. Как и с культурой, искусством, творчеством.

Сегодня день рождения немецкого философа, критика, писателя Вальтера Беньямина (1892–1940), который в 1936 году написал об этом процессе одну из основополагающих работ. Называлась она «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Беньямин исследовал, как меняется в наши дни природа художественных явлений, прежде всего связанных с кино и фотографией.

Конечно, проблема копий, проблема подлинников и подделок существовала издавна. У работ одного из величайших художников мира Рембрандта ван Рейна, который родился 15 июля 1606 года и умер в 1669 году, было огромное количество копий, над атрибуцией которых седели искусствоведы. Но это было все же сравнительно частной трудностью на фоне подлинности и неповторимости как высших качеств. Всякая репродукция была неминуемо ущербна. Но все меняется.

С другой стороны, искусство способно сделать стандартизацию и обезличивание предметом осмысления – и таким способом по-своему, на своей художественной «территории» преодолеть его. 75 лет исполняется сегодня российскому художнику Олегу Целкову. Его живопись – о человеке, который перестал быть личностью. В мире Целкова нет личности, а потому – этимологическая связь значима – нет лица. Одни жутковато-комичные маски. Шаблонность и измельчание идут рука об руку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
751
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2496
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1684
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1304

Другие новости