0
747
Газета День в Истории Интернет-версия

09.07.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 9 июля

Тэги: кино, история, россия


кино, история, россия Работница японского ресторана. Одна из странных героинь Лии Ахеджаковой.
Кадр из фильма «Изображая жертву»

У царей, королей и прочих правителей – своя жизнь, не такая, как у простых смертных. Захватывающая. В том числе в смысле захвата власти.

Английская королева Анна Клевская 9 июля 1540 года королевой быть перестала – король Генрих VIII расторг с нею брак и ее прогнал. Русский император Петр III двести с лишним лет спустя тоже подумывал о разводе с супругой Екатериной Алексеевной. Но та его опередила, и гвардейцы устроили дворцовый переворот. 9 июля 1762 года Петр Федорович вынужден был отречься от престола, который перешел к Екатерине, и вскоре был убит. Зато Екатерина у нас почитается как Великая.

Последний же из российских самодержцев, Николай II, в этот день 1906 года издал указ о роспуске I Государственной Думы и назначил председателем совета министров министра внутренних дел Петра Столыпина. Но обреченную империю это не спасло. Власть захватили совсем другие люди.

9 июля 1941 года генетик Николай Вавилов был приговорен к расстрелу за шпионаж в пользу Англии (к этому дню уже союзницы!). В 1943 году он умер в тюремной больнице.

Идейное обоснование было наготове. 9 июля 1928 года Сталин выдвинул тезис: по мере продвижения к социализму классовая борьба в стране обостряется.

Массовое насилие, жестокость маршировали под гимны советскому человеку – герою и победителю. Прошли годы, и как отрицание этой барабанной эстетики появилось в СССР шестидесятничество. Актриса Лия Ахеджакова, родившаяся 9 июля 1938 года, – одна из его творческих вершин. Несовершенство, негероизм своих героинь она сделала основой художественного совершенства своих работ в кино и в театре.

Ахеджакова многие годы была тюзовской актрисой. Еще бы: классическая травести. Но в наше время границы амплуа размыты. И если эстетика драматургии и режиссуры ориентирована на несовершенство человека как на норму, то травести становится кем угодно, хоть трагической героиней. У Ахеджаковой так было не раз – скажем, в «Крутом маршруте» на сцене «Современника». Вот вам и безграничный творческий диапазон: скажем, в Московском ТЮЗе она играла ослика Иа-Иа, нелепого и в своей нелепости бесконечно обаятельного. Причем настаивает: «Иа-Иа – это же абсолютно адекватная мне личность». И тут нет преувеличения. Это сгущенный, шаржированный вариант тех женщин, которых она играла, скажем, в фильмах Эльдара Рязанова.

При этом многие героини Ахеджаковой – всегда за правду. Они сами – тот компас, который показывает, где ее, правду, надо искать, а где ее не может быть ни при какой погоде. И не боятся прямо обо всем этом сказать. Собственно, обаяние ахеджаковских героинь связано именно с этим. «А корень красоты – отвага», как сказал Борис Пастернак.

Отвага Ахеджаковой и этическая, и художественная – одновременно, слитно. Ей нужна высокая литература, и она осваивала на сцене и Гоголя, и Петрушевскую. Больше всего она чуждается повторения пройденного. Ведь культура живет тогда, когда она открывает нам что-то новое. И о политике Ахеджакова говорит тогда, когда эстетический компас того требует. Отсюда – ее знаменитое выступление по телевидению 4 октября 1993 года, в часы мятежа, – вызов и самому мятежу, и набирающему силу конформизму постсоветского образца. Конформизму, для которого «инакомыслящий», «шестидесятник» – бранные словечки.

Сегодня день рождения еще одного выдающегося шестидесятника – кинорежиссера Элема Климова (1933 – 2003). Фильмов ему удалось поставить мало, но каждый из них становился событием. Начиная хотя бы с «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – а ведь это была его дипломная работа (во что верится с трудом). Эта гротескная картина пионерского лагеря, раз увиденная на экране, не забывается. И многие словечки, реплики оттуда – давно крылатые. «Чё это вы тут делаете, а?» «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы»? – Веселее». «Когда я был маленький, у меня тоже была бабушка. Но я не смог огорчить ее до смерти. А он – смог!»

Фильм тоже многих, кстати, огорчил, хотя и не до смерти. Каждая из последующих работ Климова имела долгую историю прохождения через инстанции. Но в этом ничего удивительного, конечно, нет. Поражает другое: многообразие жанров, форм, тем. Один и тот же режиссер делает сатирическую комедию «Добро пожаловать», историческую драму «Агония» о закате монархии Романовых, документальный фильм с игровыми эпизодами «Спорт, спорт, спорт», трагическую игровую ленту с вкраплениями кинохроники «Иди и смотри» по «Хатынской повести» Алеся Адамовича. А кроме того, Климов заканчивал документально-публицистические киноразмышления своего учителя Михаила Ромма «И все-таки я верю» и фильм «Прощание» по мотивам «Прощания с Матерой» Валентина Распутина, который не успела доработать трагически погибшая жена – Лариса Шепитько┘

Вся суть, весь секрет здесь, мне кажется, в очень важном свойстве шестидесятничества – единстве и полноте контекста. Поэтому, кстати, был выбран для экранизации Распутин – представить себе такое в перестроечные и постперестроечные годы, когда для большинства «деревенщиков» глава Союза кинематографистов Элем Климов стал злейшим врагом, было бы уже невозможно.

Правда искусства – выше дурной идеологии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
731
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2473
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1662
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1282

Другие новости