Адам Смит заложил основу экономических знаний тех понятий, которыми поныне оперируют ученые.
С портрета работы неизвестного художника
Высокая символика: на трех листках календаря теснятся ключевые события и действующие лица, окликая друг друга. 5 июня мир отмечает день рождения Адама Смита, величайшего экономиста всех времен и народов. В истории русской культуры 6 июня, день рождения Пушкина, – один из главных дней. И он же ознаменован годовщиной введения самой страшной цензуры, какая была в нашем отечестве. А 7 июня родился Чаадаев┘
Учредить цензурное ведомство в пушкинский день – что это, особо изощренное издевательство или игра случая? Кто знает. Но факт есть факт: 6 июня 1922 года был издан декрет Совета народных комиссаров о создании Главного управления по делам литературы и издательств, или Главлита. Цензуре, причем предварительной, подлежало все, что издавалось типографским способом, – от газет до конфетных фантиков (была цензура также в кино, радио, телевидении, театре, на эстраде). И продержалась эта система до перестройки и гласности; лишь в 1991 году Главлит был упразднен в связи с вступлением в силу закона о печати.
Дополнительный штрих: 7 июня 1921 года нарком просвещения Анатолий Луначарский обратился с письмом в ЦК РКП (б), протестуя против практики, которую тоже можно назвать своего рода цензурой. «Целый град отрицательных решений, которые сейчас приняты ЦК по вопросу об отъезде за границу, может повлечь за собою только один результат, а именно – массовое бегство за границу... Скандальное бегство прекратится только тогда, когда мы будем осторожным путем давать возможность артистам уезжать за границу на время».
Гонения на культуру и искусство – всегда признак и предвестие тенденций, направленных против свободы в экономике, политике, общественной жизни. Ровно 80 лет назад, 5 июня 1929 года, Совет труда и обороны СССР принял постановление об организации машинно-тракторных станций – централизованных структур, с помощью которых надлежало добиться технического переоснащения коллективизированного сельского хозяйства. Надо ли говорить, что идея эта была по природе своей нерыночная, внеэкономическая┘
На эти дни приходится множество дат, связанных со Второй мировой войной и ее последствиями. 6 июня 1944 года началась операция «Оверлорд» – высадка англо-франко-американского десанта в Нормандии, открывшая второй фронт в Европе. Через год, 5 июня 1945-го, военачальники союзных держав Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери и Делатр де Тассиньи подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии и принятии там верховной власти правительствами СССР, США, Великобритании и Франции. Германия была разделена на четыре оккупационных зоны, Берлин – на четыре сектора. А еще через два года, 5 июня 1947-го, произошло событие, сыгравшее огромную роль в генезисе современной Европы. В этот день государственный секретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, изложил знаменитый план Маршалла – «Программу восстановления Европы», точнее, американской помощи восстановлению и развитию европейских стран (в том числе Германии и ее бывших союзников). Приняли эту программу 17 стран. СССР и его европейские сателлиты ее отвергли. Сравнение результатов развития в той и другой частях Европы доступно любому желающему.
Надо сказать, сопоставлением этим издавна занимались русские люди. Но особое место здесь принадлежит Петру Чаадаеву (1794–1856) – литератору и мыслителю. Он был первым, кто взглянул на интересы своей страны с частной, а не государственной точки зрения, и первым, кто задумался об историческом пути России как о проблеме. Но это еще не все; в жизнь очень молодой тогда русской культуры он внес новые черты, о которых точно сказал Мандельштам: «Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек...» И далее: «Глубокая гармония, почти слияние нравственного и умственного элемента придают личности Чаадаева особую устойчивость. Трудно сказать, где кончается умственная и где начинается нравственная личность Чаадаева, до такой степени они близятся к полному слиянию. Сильнейшая потребность ума была для него в то же время и величайшей нравственной необходимостью».
Стоит ли удивляться, что за свое «Философическое письмо» он был объявлен сумасшедшим и что ему пришлось писать «Апологию сумасшедшего»?
Кстати, 5 июня 1875 года художник Василий Поленов писал из Парижа – словно импровизировал на чаадаевские темы: «Да... далеко ушла Европа вперед, так далеко, что и бегом не догонишь, поэтому я пришел к такому заключению, что, собственно, бежать бесполезно, а надо не унывая тихо идти и идти, хотя подчас ох как жутко приходится┘ Раздумывая так со стороны о положении у нас искусства, приходишь к выводу, что трудно ему у нас живется. Путь, по которому оно доселе шло, искусственный, условия малосподручны, особенно в нашей северной Пальмире; четверть года – тьма, две другие – грязь, снег, дождь, ветер, а четвертая – пыль и духота. И социальное настроение у нас не таково, чтобы искусству процветать; большинство равнодушно, а вожаки даже враждебны ему, ну и поди работай...»
Так от судеб искусства прямиком выруливаешь к делам социально-психологическим и экономическим. А где экономика, там надо отдать должное родившемуся 5 июня 1723 года Адаму Смиту (ум. 1790), выразившему ценность свободы и общественной самодеятельности на языке экономических, рыночных категорий. (Недаром его читал пушкинский герой!) Тому самому, кто произнес нестареющие слова о невидимой руке рынка. И если коротко, не растекаясь мыслию по древу, сформулировать, в чем он видел «природу и причину богатства народов», так именно в свободе. Просто? Но на усвоение этого урока ушли у многих народов вот уже два столетия. И практические занятия продолжаются.