Сегодня в Турции критикуют действующих политиков, апеллируя к имени Ататюрка. Демонстрация на ступенях его мавзолея.
Фото Reuters
В истории каждой страны бывает время выбора ценностей. И время лидеров, делающих этот выбор.
19 мая 1712 года Петр I официально объявил о переносе столицы государства из Москвы в Санкт-Петербург, город, построенный по западным образцам и ставший, по крылатому определению поэта, окном в Европу. Что подразумевает отделенность от нее.
Как сказал потом другой поэт: «Все обойтись могло с теченьем времени,/ В порядок мог втянуться русский быт┘» Не обошлось, как мы знаем, и не одна лишь случайность была в том, что Ленина кто-то разбудил. Постепенно эволюционируя в сторону Запада, Россия упорно держалась за свою систему ценностей, за приоритет государства по отношению к личности и обществу. 19 мая 1906 года были обнародованы «Основные государственные законы Российской империи», в которых свободы, дарованные Манифестом 17 октября, соседствовали с административными утеснениями. А уголовная ответственность за «распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц» предвосхищала «заведомо ложные измышления» из уголовного законодательства советских времен.
Сегодня есть повод для исторических параллелей и аналогий: 19 мая 1881 года родился Мустафа Кемаль (ум. 1938) – человек, чья роль в истории Турции сравнима с ролью Петра I в истории России. На Первой мировой войне он показал себя одним из наиболее удачливых военачальников доживавшей свой век Османской империи. А когда она была побеждена странами Антанты, сделался политическим лидером в возникшей на ее обломках Турецкой Республике. В светском государстве со всеобщим избирательным правом, осуществившем глубокие социокультурные реформы – такие, как переход с арабской графики на латинский алфавит, введение фамилий. Но государстве с однопартийной системой, авторитарными методами управления, постепенно сложившимся культом самого Кемаля, которому присвоили фамилию Ататюрк («отец турок»), похоронен же он был в мавзолее┘
Сводить баланс – дело бессмысленное. Рождение Турецкой Республики сопровождалось резней в отношении христианского населения. Вина за геноцид армян – за 1915 год – не признана до сих пор. Исламизм – актуальная проблема в повестке дня. Так что Ататюрк оставил немало мин замедленного действия.
Нет ничего удивительного в том, что появление новых государств часто сопряжено с войною. Со времен Гегеля войну воспринимали философски, как торжество целого над отдельной личностью. Собственно, еще у Платона философы, правившие идеальным государством, были одновременно воинами. Родившийся 19 мая 1762 года немецкий философ и общественный деятель Иоганн Готлиб Фихте (ум. 1814) в своей работе «О назначении ученого» следовал традиции Платона, хотя воином в буквальном смысле слова, конечно, не был. И не чужд был воодушевлению вполне воинского свойства. В молодости – вдохновлялся Французской революцией. Позже, во время наполеоновского вторжения, прозвучали его «Речи к немецкой нации». Нравственное возрождение, отказ от подражания другим народам, новое национальное воспитание в специальных государственных учреждениях, философия в основе всех наук┘ До каких геркулесовых столпов все это может довести, показал XX век.
Весьма знаковая фигура здесь – итальянский барон Юлиус Эвола, который родился 19 мая 1898 года и стал чем-то вроде философа-писателя или писателя-философа (умер в 1974 году). С детства ему претил меркантильный капиталистический мир. Понимаю, что сказано вроде как по-советски, но он сам так говорил. И сходство это не случайно, хотя социализм Эвола тоже не принимал. Дело в том, что Эвола отвергал вообще все, чем было отмечено в истории человечества Новое время, и главная его книга называлась «Восстание против современного мира». И война, которая необходима ради поддержания абсолютных сакральных ценностей, была для него, современника двух мировых войн, мать родна┘
Теперь перенесемся по другую сторону границы между правыми и левыми. 19 мая 1849 года, после высылки из Пруссии Карла Маркса, вышел последний номер его (и Энгельса) Neue Rheinische Zeitung, отпечатанный красной краской – видимо, для пущей революционности. А 19 мая 1922 года на всероссийской конференции комсомола было принято решение о «повсеместном создании пионерских отрядов». Тех самых юных пионеров, которые носили красные галстуки (и продолжают носить) и были всегда готовы. Девиз, заимствованный у английских скаутов┘
Все это детский лепет, конечно. Но стоит лишь содрать тонкую пленку цивилизации┘ Мы теперь знаем, как это делается.
В день рождения пионерской организации, 19 мая 1925 года, явился в этот мир один из самых страшных диктаторов XX века – лидер «красных кхмеров» Пол Пот (ум. 1998). Он пришел к власти в Камбодже (Кампучии) в результате гражданской войны в апреле 1975 года. И провел операцию по уничтожению цивилизации – в еще более радикальной форме, чем делали коммунисты России и Китая. Для полпотовцев и крестьян, на которых они опирались, город был средоточием порока, а горожане – дармоедами. И города страны опустели, их жителей распределили по сельскохозяйственным коммунам. Кем были недовольны – тех убивали. Особенно интеллигентов, то есть всех, кто носил очки. За четыре года погибло более 2 миллионов человек – 26% населения страны. Все это могло продолжаться еще долго, но Пол Пот и иже с ним неосторожно вступили в пограничный конфликт с Вьетнамом. И наследники родившегося тоже 19 мая, но 1890 года вьетнамского коммунистического диктатора Хо Ши Мина (ум. 1969) с помощью своих войск прервали кампучийский социальный и антропологический эксперимент.
Что тут скажешь после такого? Прогресс все же существует. Вот два чем-то похожих друг на друга сообщения на эту тему. 19 мая 1906 года открылся самый длинный тогда в мире (около 20 км) Симплонский железнодорожный туннель под Альпами – между Италией и Швейцарией. А 19 мая 1928 года в Калаверасе, Калифорния, открылись первые Игры лягушек по прыжкам в длину. Тех самых, воспетых Марком Твеном. Идей Эволы и Пол Пота они не разделяют.