Авраам Линкольн. Непарадный человек, в чьей простоте – величие.
Такое бывает редко: в один и тот же день родились два великих человека, изменивших мир. Да еще сегодня как раз юбилейная дата – 200-летие. Имена их известны каждому со школьной скамьи: Чарльз Дарвин (1809–1882) и Авраам Линкольн (1809–1865). И между новыми чертами, кои эти люди, скажем так, разных профессий внесли в общественное сознание, немало общего.
Самая знаменитая книга Дарвина, вышедшая, кстати, ровно 150 лет назад, называется «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Здесь уже заявлено главное. То, что сразу вызвало полемику, породило борьбу между дарвинистами и антидарвинистами, не затихающую до сих пор. А именно: согласно Дарвину, эволюцию видов в природе движут естественный отбор и неопределенная изменчивость.
В огромной степени линия раскола здесь определяется отношением к религии. Существуют легенды, что на смертном одре Дарвин обратился к вере и покаялся за кощунство. Но это не более чем легенды. Атеистом создатель эволюционной теории не был, но считал себя агностиком. «Нет ничего более замечательного, – писал он, – чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни». Интеллектуальная и духовная работа Дарвина вела, в сущности, к тому самому состоянию мира, которое в XX веке Макс Вебер назвал расколдованным, разволшебствленным. А в нем нельзя одно превозносить как высшее, другое же третировать как низшее.
Материалы для своей теории Дарвин, напомню, собирал в кругосветном плавании на корабле «Бигль». И уже тогда у него начались споры с капитаном «Бигля» Робертом Фицроем, человеком чрезвычайно религиозным, консервативных взглядов. Превосходство белых над туземцами было для него само собой разумеющимся. При этом на борту «Бигля» были трое жителей Огненной Земли, возвращавшихся из Англии. Наблюдая за ними, Дарвин пришел к выводу, что они отличаются от прочих своих соплеменников так же, как домашние животные от диких. Что означало: речь идет о культурном превосходстве, а не о расовом. И еще одна подробность, комическая: Фицрой не хотел брать Дарвина на борт, так как нос последнего ему не нравился и он при этом полагал, что характер человека зависит от его внешности... Это – штрих к природе расовых предрассудков. Не всегда, но во многих случаях.
И здесь самое время перейти к Линкольну. Политику и человеку, с чьим именем история навсегда связала отмену рабства, освобождение афроамериканцев, которых тогда простодушно называли неграми.
Надо оговориться: первоначально он не был убежденным противником рабовладения. Кандидатом в президенты, а потом победителем на выборах Линкольн стал именно благодаря своей умеренности, компромиссности. А перейти к радикальным реформам – жизнь заставила. И Гражданская война, конечно. Та, главную свою цель в которой он понимал как восстановление единства страны, а не уничтожение рабства. Оказалось, что для победы этого мало. «Прагматизму» пришлось потесниться в пользу «идеализма».
Американцы называют Линкольна Великим освободителем. Сразу напрашивается сравнение с русским императором Александром II Освободителем, отменившим крепостное право – крепостное рабство! – почти одновременно с изданием аналогичного акта 16-м президентом США. И это не только чисто внешняя параллель. И в Америке, и в России неприятие рабовладения помимо и прежде доводов экономических (неконкурентоспособность подневольного труда) диктовалось простым соображением: человеку от рождения дана свобода воли. Если же государство, религия, культура отказывают кому-то в этом, оправдывают чье-то рабское состояние, то они теряют легитимность, обрекают самих себя на разрушение. Это относится не только к рабству в буквальном, узком смысле слова, но и к лишению тех или иных принятых в современном мире свобод. Свобод мировоззренческих (в том числе религиозных), политических, гражданских. Свободы служить или не служить в армии, если приводить самый болезненный сегодня пример.
Кстати, о современном мире и о свободе личности в нем. 12 февраля 1948 года родился один из наиболее заметных нынешних футурологов – американец Рэймонд Курцвейл. Он же разработчик систем распознавания речи и других видов новейшей компьютерной техники. Так вот Курцвейл предсказывает, что к 2029 году появится компьютер, который пройдет так называемый тест Тьюринга, то есть по «поведению» его нельзя будет отличить от человека. А примерно в 2045 году вся Земля начнет превращаться в один гигантский компьютер. Что, замечу, уже попахивает тоталитарностью...
А теперь – примечательные даты, связанные с сегодняшним кругом проблем. 12 февраля 1502 года были насильственно крещены все мусульмане, оставшиеся в испанском городе Гранада после его взятия в ходе Реконкисты. 12 февраля 1847 года навсегда покинул Россию Александр Герцен, перейдя через прусскую границу в Ковенской губернии. Наконец (параллель, однако!), 12 февраля 1974-го в Москве был арестован, а 13 февраля депортирован в ФРГ Александр Солженицын. 12-м февраля датирован его призыв к согражданам: «Жить не по лжи!» Мы как будто бессильны перед властью, говорит писатель. И предлагает выход: личное неучастие во лжи, бойкот ее. «Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать, – это мы сами себе не даем! Пригнемся еще, подождем, а наши братья-биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов».