На фото Валентин Фадеев. Фото сайта med2med.ru
Идея существования гормона молодости близка многим, кому хочется сохранить хорошее самочувствие и привлекательный внешний вид. Но существует ли что-то подобное в природе? В беседе с журналистами Юлией СОКОЛОВОЙ и Ксенией СКРЫПНИК в этом разбирается эндокринолог, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Валентин ФАДЕЕВ.
– Валентин Викторович, что такое молодость: возраст, внешняя привлекательность или что-то, касающееся здоровья и самочувствия?
– С биологической точки зрения есть как минимум два момента, которые связаны между собой. Во-первых, молодость – это половозрелость, то есть способность к размножению, воспроизведению здорового, жизнеспособного потомства. Во-вторых, это высокие компенсаторные возможности, которые позволяют сопротивляться внешним факторам, что означает низкую вероятность развития болезней и смерти от них. А это, в свою очередь, позволяет эффективно воспроизводить потомство.
Внешняя привлекательность относится к первому пункту, поскольку она служит привлечению особи противоположного пола и способствует реализации репродуктивной функции.
Но это чистая биология, а человек обременен социальной функцией, и она зачастую приобретает большее значение. С социальной точки зрения молодость – это как раз недостаточная зрелость в силу отсутствия необходимого опыта и способности решать на высоком профессиональном, то есть ценном для общества уровне задачи, возложенные на индивида.
Вывод: молодость – это не медицинское понятие, а социально-биологическое. А представление о ней очень сильно варьирует в разные периоды существования человечества.
С медицинской точки зрения, а я – врач-клиницист и уверенно себя ощущаю только в разговорах на этом поле, это весьма условное понятие, которое не соответствует возрасту от рождения. Попытки использовать некие понятия типа «биологический возраст» оказались безуспешными, поскольку опять же они не конкретны: человек – слишком сложная система, чтобы определять ее какой-то одной переменной: возраст, уровень каких-то веществ в крови, включая гормоны, количество яйцеклеток или сперматозоидов, морщины на лице или седые волосы на голове.
Следует учитывать, что человек смертен, смертен физически, как и все живые организмы. Все возрастные периоды гармонично запрограммированы, и, как бы ни было это прискорбно нашему живому сознанию, смерть – это норма, это исход генетической программы организма. И столь же нормальна, хоть и не особо приятна – старость. Борьба со старостью и смертью a priori проиграна! Несмотря на то что продолжительность жизни человека все дальше и дальше увеличивается и скоро, видимо, перевалит за 100 лет.
– А какие факторы влияют на здоровье, хорошее самочувствие и продолжительность жизни?
– Если говорить о доказанных факторах, определяющих продолжительность жизни, то это питание, достаточная физическая активность, высокая психическая активность и, как ни странно, уровень образования, а также минимизация всякого рода внешних интоксикаций и высокий социальный статус.
Если говорить о хорошем здоровье и самочувствии, то я бы сказал, самое главное здесь – отсутствие физических болезней и психическая гармония с окружающим миром, которая многие эти болезни определяет.
– Существуют ли гормоны, которые можно назвать «гормонами молодости»?
– Таких гормонов не существует и быть не может! Гормон по сути своей – это некая молекула, которая циркулирует в крови. Старость организма и смерть – это программные процессы, которые заложены в суть жизни. Судите сами: программа естественным образом настроена на старость и смерть, и в соответствии с этой же программой производятся некие вещества, которые мы называем гормонами. Есть ли гормон молодости? Есть ли вещество, введение которого в организм может повернуть вспять биологическое старение? Нет, конечно!
Попытки приписать статус «гормона молодости» некоему веществу предпринимались много раз – и эти попытки продолжаются. «Гормонами молодости» называли половые гормоны, тироксин (гормон щитовидной железы), гормон роста, дегидроэпиандростерон и ряд других веществ. Но ничего из этого не вышло.
Дефицит ряда гормонов из-за тех или иных заболеваний действительно старит, но это выраженный, тяжелый дефицит! Назначение недостающего гормона создает некое ощущение омоложения. Но старят человека большинство заболеваний – от пневмонии до гепатита. А излечение или компенсация опять же создает ощущение омоложения.
С возрастом продукция многих гормонов изменяется, чаще снижается. Но здесь обычно путается причина и следствие: старость является не следствием снижения уровня каких-то гормонов, а наоборот, старение провоцирует снижение уровня гормонов, в том числе половых.
С возрастом меняется не только и не столько уровень циркулирующих в крови веществ, сколько сами клетки. Они «стареют», и этому состоянию клеток соответствует гармонизированный с ними уровень гормонов в крови. Пытаться накачать стареющий организм гормонами, повысить их уровень до молодых рекордов обычно ни к чему хорошему не ведет. Эта история лучше всего описана в сказке «Конек-Горбунок», где в конце старенький царь пытается омолодиться купанием в кипяченом молоке.
Избыток или недостаток гормонов для клинициста имеет весьма конкретные формы: это эндокринные заболевания, чаще всего грубые нарушения, развивающиеся вследствие значительного избытка или недостатка того или иного гормона. Обычно это заболевания, угрожающие смертью или инвалидизацией.
– Как вообще нужно следить за гормональным статусом – и нужно ли?
– Повторюсь, что «гормонального статуса» в его конкретном, а не некоем философском понимании не существует.
Отмечу две вещи. Первое: пропечатанная на бланке цифра с некоей концентрацией чего-то в пробирке совершенно не означает, что она такая же точно у живого человека. Второе: вопреки бытующим обывательским представлениям диагностика того или иного заболевания – это куда больше, чем сравнить означенную выше концентрацию с референтным интервалом, пропечатанным рядом, который в простонародье ошибочно называют «нормой».
На самом деле не надо следить ни за какими гормонами, нужно следить за собой. И если в себе вас что-то не устраивает, нужно обратиться к врачу, и он решит, какие исследования конкретно вам нужны.
Никакие гормоны «на всякий случай» определять не нужно: это не сделает человека здоровей. Более того, со всей ответственностью и уверенностью скажу, что исследования «на всякий случай» и вообще какие-то судорожно-некоординированные, ничего не имеющие общего с клинической логикой исследования, в условиях резкого дефицита специалистов, которые умеют их грамотно интерпретировать, могут принести значительно больше вреда для пациента.
Увы, гормональные, как любые другие исследования, в современном обществе превратились в товар. Они вышли за рамки врачебных назначений – и ими торгуют, как пирожками на вокзале, а эти «пирожки» составляют значительную часть доходов большинства коммерческих клиник.
Когда нужно обратиться к эндокринологу? Вопрос непростой. Эндокринологов, увы, крайне мало, и к ним должны направлять врачи общей практики или другие специалисты. Но последние не очень хорошо ориентированы в эндокринной патологии и зачастую направляют к нам пациентов достаточно поздно.