Зубные врачи оказались самой удобной референтной группой при изучении уровня тревожности медицинских работников. Фото агентства «Москва»
Психологи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей. Оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии.
Во время пандемии COVID-19 значительно возросло количество психических расстройств: люди больше стали страдать от депрессии, тревоги, стресса, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Наиболее уязвимыми с этой точки зрения оказались врачи. Они больше рискуют заразиться коронавирусом, поскольку много контактируют с пациентами, больше работают сверхурочно и в силу профессии чаще сталкиваются с человеческими страданиями. И это – общемировой феномен.
За последние два года в США, Италии, Великобритании, Китае, Индии ученые провели ряд исследований, чтобы выяснить, повлияла ли пандемия на психологическое здоровье врачей. Оказалось, что, например, в Великобритании у 58% медицинских работников отмечается ПТСР, тревога или депрессия. А в США и Австралии от этих расстройств страдают от трети до половины сотрудников медицинской сферы.
Чтобы оценить ситуацию в России, команда исследователей из НИУ ВШЭ, Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН и Уральского федерального университета запустили пилотный проект среди стоматологов. Выбор пал на врачей именно этой специальности, поскольку стоматологи, как никто другой, рискуют заразиться коронавирусом в процессе лечения: врач напрямую контактирует со слюной пациента. При проведении стоматологических процедур в воздух попадают взвешенные жидкие частицы (аэрозоли), которые переносят вирусы и бактерии.
Как сообщается в официальном пресс-релизе НИУ ВШЭ, в исследовании приняли участие 128 врачей и сотрудников стоматологических клиник и кабинетов из Екатеринбурга. Участников просили оценить, как часто в течение последних нескольких недель они испытывали те или иные тревожные состояния, например страдали от бессонницы, плохих воспоминаний, испытывали подавленность, беспокойство и т.д.
Для оценки уровня стресса использовалась шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) – один из самых распространенных инструментов диагностики психологического дистресса. Для оценки симптомов ПТСР использовалось две шкалы: шкала оценки влияния травматического события (IES-R) и шкала симптомов ПТСР. Они дополняют друг друга и позволяют получить более полную картину психологического состояния человека.
«Конечно, мы не можем поставить диагноз, опираясь исключительно на шкалу самооценки. Однако ответы участников позволяют получить достаточно достоверную картину состояния здоровья медицинских сотрудников и оценить степень психологического дистресса», – отмечает один из авторов исследования, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Алена Золотарева.
Результаты опроса российских врачей оказались сопоставимыми с результатами аналогичных исследований в других странах. Так, почти 22% сотрудников стоматологических клиник испытывают умеренные или ярко выраженные симптомы психологического дистресса. У 20% опрошенных отмечаются симптомы депрессии, 24% респондентов испытывают тревогу и стресс. Симптомы посттравматического стрессового расстройства разной степени тяжести испытывают 29,7% опрошенных, по шкале симптомов ПТСР. У персонала, напрямую контактирующего с пациентами, отмечались более сильные симптомы ПТСР, чем у тех, кто не встречается с пациентами лично (например, зубные техники). Это можно объяснить тем, что первых мучает постоянный страх заразиться при прямом контакте.
Однако у результатов российского исследования есть и свои особенности. Например, оказалось, что самый высокий уровень депрессии, тревоги и стресса, а также ПТСР отмечается у респондентов в возрасте от 51 до 64 лет. При этом в других странах (например, в Индии и Италии) степень психологического дистресса обратно пропорциональна возрасту. Возможно, это объясняется тем, что в России это наиболее уязвимая возрастная группа с точки зрения финансового благополучия. Люди более старшего возраста в опросе не участвовали из-за ограничений в работе в период пандемии.
«Благодаря пилотному исследованию нам удалось показать, что медицинские работники – достаточно уязвимая группа людей и они часто страдают от психологического дистресса, – резюмирует Алена Золотарева. – И хотя выборка участников была небольшой – мы опрашивали только стоматологов из Екатеринбурга, полученные данные сопоставимы с результатами аналогичных зарубежных исследований. Для нас это значит, что нужно продолжать работу над проектом и провести полномасштабное исследование с участием большего количества врачей из разных регионов. В дальнейшем это позволит разработать эффективные инструменты психологической поддержки врачей».
Авторы статьи отмечают, что с течением пандемии уровень стресса постепенно снижается: люди получают больше информации о вирусе, появляются эффективные вакцины. А относительно недавнее исследование ученых из США и Китая показало, что, несмотря на более высокий уровень стресса, показатели счастья у медицинских работников тоже выше и после снижения стресса неизменно остаются высокими.
Так что сама профессия, возможно, таит в себе мощный ресурс для преодоления психологического неблагополучия.