Разнообразие БАД на российском рынке достигло таких масштабов, что среди бесконечных наименований смогли спрятаться даже незарегистрированные лекарственные препараты. Их рекламируют наравне с обычными витаминами, не обращая внимания на риск вреда здоровью. К счастью, власти начали с этим системно бороться: Алтайский краевой суд, как следует из его решения, отклонил апелляционную жалобу iHerb на блокировку сайта маркетплейса в России.
Биологически активные добавки (БАД) к пище набрали особую популярность в 2020 году в период самых жестких локдаунов. «Полезная таблетка-добавка к пище или даже пищевой продукт типа каши, не имеющий побочного эффекта, помогающий поддерживать, иммунитет, здоровье, красоту, да и что угодно еще, главное, что можно просто потреблять это и ничего больше не делать», примерно так повсеместная реклама описывает свойства того, что не является лекарством, но, судя, по описанию оказывает заметный эффект на здоровье. Научное определение БАД подразумевает продукт, позволяющий обеспечивать организм белками, жирами, углеводами и микрокомпонентами (витамины, эссенциальными минералы, витаминоподобные вещества) без увеличения калорийности. И хотя, законодательство относит такие добавки, к пищевой продукции, стоит полагать, что относится к ним нужно с особым вниманием.
Во второй половине 2021 года вокруг БАДов регулярно возникали скандалы. Так, осенью суд, как отмечала «Российская газета», постановил заблокировать в России сайт iHerb, одну из крупнейших глобальных онлайн-площадок по продаже биологически активных добавок. Маркетплейс обвиняют в продаже тысяч наименований небезопасных препаратов, причем без какого-либо описания рисков при их приеме. Впрочем, зачастую вообще без какого-либо описания, кроме невероятного эффекта. Хуже всего то, что это сопровождалось масштабной настойчивой рекламой. Причем реклама совершенно не стремилась раскрыть, например, необходимость консультации со специалистами перед началом приема БАД.
Активными распространителями БАДов, в частности продукции iHerb, выступают «такие же как мы с вами» блогеры. Зачастую это люди интересующиеся вопросами здоровья, но не имеющие специального образования, которое просто необходимо, если дело начинает касаться серьезных решений, как изменение рациона. Главный аргумент промоутеров БАДов «проверено на собственном опыте», иногда – ссылки на ангажированных специалистов, которые в довольно общем ключе описывают свойства биологически активных добавок, не касаясь ограничений и правил их использования.
Мотивирует блогеров к такой деятельности не врожденный альтруизм, а отчисления, которые они получают с каждой продажи. Реферальная программа iHerb позволяет любому распространителю неплохо зарабатывать, если он обеспечит достойный оборот. Это значит, что некоторые «амбассадоры» компании не просто так закрывают глаза на возможные индивидуальные риски при приеме БАД, а осознанно игнорируют чужие проблемы. И не имеют проблем с законом.
Но у российского правосудия, наконец, кончилось терпение. Еще в начале сентября суд, как отмечает РБК, постановил заблокировать сайт iHerb. Сначала ресурс был внесен в реестр запрещенных сайтов, потом опять оказался доступен пользователям, поскольку якобы компания все же согласилась убрать из российской продажи опасные вещества. Сейчас, после подтверждения запрета в апелляционной инстанции, такого, надо ожидать, больше не повторится.
Но остается без ответа вопрос: сколько таких опасных «БАДов» было продано до блокировки, к каким последствиям они привели потребителей, с какими проблемами им пришлось или еще придется столкнуться. За iHerb уже несколько лет тянется шлейф из разбирательств, в 2019 году суд постановил заблокировать их мобильное приложение за несоответствие реализуемой продукции техрегламенту.
Позднее «ревизия» ассортимента БАДов затронула и другие крупнейшие маркетплейсы. Например, «Яндекс.Маркет», «Озон» и «Алиэкспресс» по решению суда удалили несколько десятков наименований БАДов из свободной продажи из-за несоответствия техрегламенту Таможенного союза. Правда в этом случае суд не рассматривал возможность блокировки сайтов: это крупные онлайн-площадки, которые не занимаются самостоятельным продвижением БАДов, их продажей под собственным брендом и «покупкой» блогеров на постоянной основе.
Ситуация на самом деле серьезная. Государство лишь реагирует на угрозу со стороны неконтролируемой рекламы биологически активных добавок и препаратов, которые продают под их видом. Серьезные проблемы может принести даже слишком активный прием витаминов, повсеместно продаваемых в аптеке, уже не говоря о негативных эффектах в сочетания с приемом БАДов. Проблемы с сердцем, желудком, почками могут неожиданно проявиться от взрывоопасного смешения по отдельности полезных веществ. Реклама БАДов не предлагает «повернуться лицом» к изучению своего здоровья и разумному отношению к нему. Она предлагает не думать, а просто покупать и употреблять. Наверное, это не так страшно, если рекламируют обычные продукты питания, но в случае с сильнодействующей продукцией это просто недопустимо.
Реакция властей на эту ситуацию довольно пассивная, хотя нельзя не приветствовать решение наказать зарубежный маркетплейс за нарушения. Однако пока единственным предложением повлиять на ситуацию стал федеральный законопроект, предполагающий жесткие санкции для интернет-площадок за реализацию в России незарегистрированных в стране БАДов.
Но даже если норма будет принята, предстоит еще огромный объем работы. Ведь при всех проблемах с рекламой биологически активные добавки – важное научное достижение, продукт, который может приносить пользу. На этом рынке должно быть место любому производителю и продавцу, который гарантирует безопасность потребителя и соблюдает законы. Жаль, но похоже только жесткие меры могут привести прожженных продавцов БАДов к понимаю, что российские законы на территории страны действуют для всех.
комментарии(0)