0
6086
Газета Здоровье Печатная версия

21.12.2021 18:56:00

В России хотят внедрить ценностно-ориентированную медпомощь

Предприниматели предлагают сделать удовлетворенность пациента критерием качества лечения

Тэги: медицинская грамотность, философия, здравоохранение, оценка, критерий, качество, лечение, удовлетворенность, пациент, рспп


медицинская грамотность, философия, здравоохранение, оценка, критерий, качество, лечение, удовлетворенность, пациент, рспп Странная ситуация, когда врач видит пользу от лечения, а больной ее не ощущает. Фото агентства «Москва»

Здравоохранение у нас – предмет непрерывной заботы. Заботятся о нем все: и законодатели, и чиновники всех уровней, и общественные организации, и отдельные властные лица. На этот раз озаботился Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), посвятивший этому вопросу научно-практическую конференцию в рамках своего форума.

РСПП – организация серьезная, и то, что обсуждалось, назвали тоже серьезно: перезагрузка системы здравоохранения. Правда, такие понятия, как перезагрузка, реформирование и прочие подобные инициативы, заставляют обычного гражданина нервно вздрагивать: хватит с нас оптимизации, в результате которой медицина становится все менее доступной и которая признана неудачной даже главными инициаторами ее, в частности вице-премьером Татьяной Голиковой.

На сей раз собираются менять подходы к оказанию медицинской помощи и внедрять ценностно-ориентированное здравоохранение. Его суть – оценка самочувствия больного и качества его жизни после проведенного лечения. Об этом и говорили на научно-практической конференции в РСПП.

Ценностно-ориентированное здравоохранение (value-based healthcare) называют новой философией лечения больного, когда есть ощутимый конечный результат терапии, важный в первую очередь для пациента. Философия лечения, да еще новая, звучит, конечно, солидно, но что нового в том, что больной лечится для того, чтобы вылечиться? Во всяком случае, надеется вылечиться.

По мнению генерального директора Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава РФ, профессора Виталия Омельяновского, ценностно-ориентированное здравоохранение не зависит от эффективности какой-то таблетки или медицинского устройства, от правильной организации труда. Суть этой модели в том, чтобы пользу от лечения видел не только врач, но и пациент, чтобы пациент чувствовал, как меняется качество его жизни.

Странная все-таки ситуация, когда врач видит пользу от лечения, а больной ее не ощущает. Он ведь именно для этого обращался за медицинской помощью. И эффективность лечения зависит от квалифицированно проведенной операции и хороших современных лекарств. А правильная организация труда в медицинских учреждениях означает доступность всего этого. Кажется, элементарно. Впрочем, может быть, почтенный профессор просто неточно выразился.

Профессор Оксана Драпкина, главный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава РФ, отметила, что модель ценностно-ориентированного здравоохранения в России начнет работать тогда, когда между пациентом и врачом будут выстроены доверительные, комфортные и времясберегающие отношения. Это в том числе зависит и от уровня медицинской грамотности населения.

«Не так давно в России впервые измерили уровень медицинской грамотности в шести регионах, сравнили его с показателями некоторых стран Европы. Оказалось, что у нас 60% населения демонстрируют высокий уровень медицинской грамотности, – сообщила Оксана Драпкина. – А 40% – это те граждане, с которыми надо работать. Мы знаем, кто они – женщины или мужчины, сколько им лет, каков их уровень образования. И мы сформировали таргетную группу тех, у кого этот уровень грамотности довольно низкий и как его повышать».

Эксперты много говорили об инновациях в здравоохранении, которые большинство пациентов по-прежнему считают недосягаемыми. По данным опроса, проведенного Всероссийским союзом пациентов, от 58 до 69% респондентов оценивают инновации как недоступные или малодоступные.

«Мы разбили по направлениям: цифровые технологии, лечебное питание, медицинские изделия, лекарственные средства и медицинские технологии. И мы видим, насколько серьезен и долог путь этих инноваций к пациенту. То есть практически половина пациентов по некоторым позициям отмечают, что это более пяти лет, – рассказал Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов.

Тему неуверенности и страхов пациентов продолжила Антонина Плоскирева, заместитель директора по клинической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора. Она говорила об отказах в вакцинации и недоверии общества к этому виду профилактики инфекций. Отказы от обязательной вакцинации в период пандемии имеют место в разных странах мира. Важно проводить кампании, направленные на понимание населением сути вакцинопрофилактики, повышение лояльности и личной ответственности за этот процесс.

Антонина Плоскирева привела примеры отношения к прививкам в разных странах. Так, в США вакцинация является обязательной, но допускается отказ по философским или религиозным убеждениям, которые нужно подтвердить документально. При этом отказ от вакцинации может быть чреват ограничениями, например, при поступлении ребенка в образовательное учреждение. В Канаде, Франции и Израиле вакцинация также является обязательной, а в Австралии, Германии и Англии – носит добровольный характер.

В продолжение этой темы выступил академик Владимир Стародубов, научный руководитель ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. Он назвал вакцинопрофилактику одним из главных способов спасения человечества от опасных инфекций и подчеркнул актуальность проблемы расширения Национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, признав, что пока Россия в этом отношении сильно отстает от развитых стран.

Если результатом внедрения ценностно-ориентированного здравоохранения действительно станет оценка самочувствия больного и качества его жизни после проведенного лечения, то это неплохо. До сих пор, выходит, эти параметры не оценивали. А мы-то и не знали. Вот, оказывается, в чем дело: философия лечения была плохая. Хуже, пожалуй, марксистско-ленинской, при которой больной попросту приходил за медицинской помощью, а врач его лечил в меру своих возможностей. Ну, а теперь внедрят новую философию здравоохранения – ценностно-ориентированную. И все станет хорошо. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Проблема не в осени, а в вечности

Проблема не в осени, а в вечности

Ольга Фатеева

Рассказы о том, как взлетают единорогие птицы и кричат чайки

0
825
Физика в поисках ответа на разгадку бытия

Физика в поисках ответа на разгадку бытия

Александр Винничук

Цивилизация, ушедшая в развитии дальше нашей, способна создать Вселенную в лаборатории

0
8644
Российский бизнес учится жить без кислорода

Российский бизнес учится жить без кислорода

Анастасия Башкатова

Предприниматели назвали федеральный инвестиционный налоговый вычет "генетически модифицированным организмом"

0
2334
Прислушайтесь к своему уху

Прислушайтесь к своему уху

Владимир Яшин

Запущенный отит чреват потерей слуха и даже воспалением оболочек головного мозга

0
7867

Другие новости