В России хронические вирусные гепатиты входят в число основных биологических угроз наряду с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. Иллюстрация Depositphotos/PhotoXPress.ru
Совсем недавно – каких-нибудь полтора десятка лет назад – гепатит C считался одним из так называемых «ласковых убийц» из-за долгого бессимптомного течения и развязки в виде цирроза печени и смерти. Да и лекарств эффективных не было. С тех пор не только лекарства появились, но речь идет уже об элиминации гепатита С – снижение до нуля заболеваемости им.
Наша страна занимает пятое место в мире по распространенности этой болезни. Оценочное число случаев хронического вирусного гепатита С составляет от 2,2 млн до 4,9 млн. Но 70% инфицированных никогда не сдавали анализы на гепатиты и не знают, что больны.
Несмотря на то что сегодня в России зарегистрировано большинство современных препаратов для терапии хронического гепатита С, ежегодно лечение получают всего 2–3% пациентов, которые стоят на диспансерном учете. «Чтобы вылечить такими темпами хотя бы тех пациентов, о которых мы знаем, потребуется более 35 лет!» – считает Никита Коваленко, председатель правления МОО «Вместе против гепатита».
Весной 2021 года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин дал поручение обеспечить поэтапную реализацию в 2021–2030 годах мероприятий, направленных на борьбу с гепатитом С, минимизировав риски распространения заболевания. Уже завершилось второе чтение проекта бюджета РФ в Государственной думе, а средства, необходимые для выполнения поручения президента, так и не предусмотрены. «Первоначально сумма для элиминации гепатита С была указана в проекте бюджета – 30 млрд. Сейчас ее вообще нет, пропала», – отметил на заседании комитета Госдумы по охране здоровья депутат Алексей Куринный.
В России хронические вирусные гепатиты входят в число основных биологических угроз наряду с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. Но только гепатит лечат за счет средств регионов, которые, очевидно, с этим не справляются.
Эксперты посчитали, что социально-экономические потери из-за отсутствия лечения гепатита С в России в 2–3 раза превышают стоимость его элиминации. Ежегодно эта инфекция приводит к 16 708 дополнительным смертям. И это только официальный показатель, который немного уступает дополнительной смертности от ВИЧ. При этом антиретровирусные препараты ВИЧ-инфицированные должны принимать пожизненно, а гепатит С теперь вылечивается раз и навсегда, всего за 8–12 недель у большинства пациентов.
ВОЗ рекомендует назначение противовирусной терапии на ранних этапах болезни, что не только позволяет сохранить здоровье пациента, сократить риски различных осложнений, но и является одним из наиболее эффективных видов профилактики распространения вирусного гепатита С.
На XII Всероссийском конгрессе пациентов Владимир Чуланов, главный специалист Минздрава РФ по инфекционным болезням, представил проект Стратегии по борьбе с хроническим гепатитом С, разработанной в этом году в соответствии с поручением президента. На первом этапе, в 2023–2025 годах, она предусматривает лечение более 50% пациентов (343 тыс. человек), уже состоящих на диспансерном учете, с первоочередным охватом больных на поздней стадии фиброза печени. На втором – до конца 2030 года – запланировано выявление и лечение всех пациентов, которые сейчас находятся вне диспансерного наблюдения. Но сроки принятия и источники финансирования мероприятий стратегии пока не обозначены.
«Когда весной 2021 года президент Российской Федерации в Послании Федеральному собранию отметил влияние хронического вирусного гепатита С на смертность и продолжительность жизни россиян, могло сложиться впечатление, что теперь все проблемы будут решены как по мановению волшебной палочки. Но чуда не произошло, – говорит Никита Коваленко. – Как показывают опросы, проведенные нашей организацией, до четверти пациентов не могут получить лечение гепатитов в рамках целевых региональных программ и ОМС, так как живут не по месту прописки. Почти у половины – проблемы с доступом к диагностике. А четверть так и не доходят до специалиста и застревают в поликлинике без шанса получить квалифицированную специализированную медицинскую помощь и терапию!»
По словам Владимира Чуланова, элиминация гепатита С – это задача не только федерального Центра, но и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности. В 2020 году пролечено всего 20,3 тыс. пациентов. Регионы должны обеспечить расширение финансирования лекарственного обеспечения за счет средств целевых программ и системы ОМС, оптимизировать маршрутизацию и учет пациентов с гепатитом С, обеспечить возможность бесплатного проведения всей диагностики, необходимой для постановки диагноза и назначения терапии.
Но даже в тех регионах, которые решают большинство обозначенных задач, своих средств недостаточно для остановки эпидемии гепатита С. Так, Ольга Сагалова, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Уральского федерального округа, рассказала о ситуации с хроническим гепатитом С в Челябинской области. В 2021 году терапию получат почти 700 жителей региона, успешно внедрен проект по элиминации гепатита С среди подростков. Однако даже увеличившийся более чем в четыре раза с 2017 года охват терапией по-прежнему меньше количества вновь выявленных новых случаев, что не позволяет говорить о сокращении заболеваемости.
«Пациентское сообщество призывает депутатов Госдумы включиться в обсуждение и разработку мер по ускорению достижения цели, поставленной президентом страны», – заявил Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Оценку затрат, необходимых для достижения элиминации гепатита С в РФ к 2030 году, сделал Николай Авксентьев, советник директора НИФИ Министерства финансов РФ. При текущих ценах на лекарственные препараты оценочная стоимость терапии всех пациентов с хроническим гепатитом в России до 2030 года составляется около 60 млрд руб. в год, что сравнимо с ежегодными финансовыми потерями от отсутствия лечения инфекции.
комментарии(0)