Пациенты чаще всего жалуются на дефицит врачей-специалистов и на неудобство получения медицинских услуг в поликлиниках. Фото РИА Новости
Подавляющее большинство людей в нашей стране получают медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Как это происходит в амбулаторно-поликлиническом звене, исследовали Всероссийский союз пациентов (ВСП) и центр «Социальная механика», проведя мониторинг жалоб и обращений пациентов.
Исследование проводилось с 1 сентября по 31 октября 2021 года. В нем приняли участие 2320 жителей 80 субъектов, 48 экспертов из 5 общероссийских и 42 региональных общественных организаций пациентов. Это второе такое исследование. Первое проходило с 1 марта по 31 августа 2021 года, тогда были опрошены 3130 жителей 83 регионов, 43 эксперта из 12 общероссийских и 31 региональной НКО пациентов.
Осенью 2021 года более 70% респондентов жаловались на недоступность необходимой медицинской помощи. Чаще всего это был отказ в выдаче направления на инструментальные исследования (УЗИ, рентген и т.п.), хотя врач устно рекомендовал это (78,4%); долгое – более 14 рабочих дней – ожидание лабораторных исследований (общий анализ крови, мочи, биохимический анализ крови и т.п.) после их назначения (77,6%); отказ в выдаче направления в специализированную федеральную клинику для лечения заболевания, несмотря на то что устно врач это рекомендовал (75,2%); долгое ожидание приема узкого специалиста после записи – более 14 рабочих дней (74,5%).
«Проблемы с качеством медицинских услуг остаются в числе тех, с которыми пациенты регулярно сталкиваются в поликлиниках, но на первый план вышла низкая доступность диагностики. Можно предположить, что у большого числа пациентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях маршрут прерывается и существенно затягивается на «входе» в процесс лечения или профилактики», – отмечается в исследовании.
Результаты сравнивали с данными первой волны исследования – в марте–августе 2021 года. Тогда граждане чаще всего жаловались на длительное ожидание медицинской помощи вследствие дефицита специалистов и на неудобство получения медицинских услуг в поликлиниках.
Кроме перечисленных проблем осенью пациенты сообщали о невозможности записаться на прием к терапевту, педиатру, врачу общей практики или фельдшеру при первом обращении (70,1%); об отказе в выдаче направления на госпитализацию в районную, городскую или региональную больницу (51,6%) и отсутствии нужного специалиста (49,7%).
Среди проблем, связанных с качеством медицинских услуг, пациенты указывали отсутствие понятных разъяснений врача по поводу состояния здоровья (или здоровья ребенка), назначенных исследований и лечения (61,9%); некорректное поведение медицинских работников (58,1%); невозможность получить всю необходимую помощь в одном месте (46,1%); долгое ожидание в очереди (45,9%).
При этом только 15,9% респондентов сообщили, что жаловались на нарушения. Наиболее результативной оказалась практика обращения к руководству медицинских организаций. Проблемы пациентов были решены уже на этом уровне в 53,9% случаев. На втором месте по эффективности обращений были региональные министерства, управления, комитеты (42,8%). Федеральный уровень власти рассматривается как возможный адрес для обращения с жалобой очень редко (от 2,8 до 5,4% для различных ведомств).
Эффективность жалоб в различные органы и организации, по опыту респондентов, невысока. В среднем 37,7% сообщили, что решают возникающие у них проблемы при обращении в различные инстанции. В 36,8% случаев в этих инстанциях лишь разъясняют, как действовать и куда обращаться дальше. Отказ реагировать на жалобу получал каждый четвертый опрошенный (25,5%).
В докладе о рисках и угрозах пандемии в 2020 году Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения сообщал, что вынужденная приостановка профосмотров, диспансеризации, плановой медицинской помощи через определенное время может привести к всплеску психосоматических заболеваний и «отложенной смертности».
комментарии(0)