Современная онкология – это одна из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей медицины. Фото агентства «Москва»
То, что производство лекарств – дело выгодное, убеждать никого не надо. Считается, что выгоднее только производство наркотиков. Однако наркотики – преступление, а лекарства – дело благородное. Производство лекарственных препаратов приносит миллиардные прибыли. Стоят лекарства нередко очень дорого. Но человеческая жизнь дороже.
И тут возникает другой вопрос: как сделать, чтобы купили именно твой продукт, а не соперника. Самый простой способ – сделать его лучше. Но способ дорогой. А хочется потратить меньше, прибыль получить больше. Понятно по-человечески. В том случае, если человек – производитель, а не пациент. Пациенту-то хочется, чтобы его лечили препаратами, которые помогают.
В первую очередь это касается онкологических больных: ведь речь идет непосредственно о жизни. Будут проводить химиотерапию современными средствами – будет жизнь. И здесь на пути больного встает то, что называется импортозамещением. Другими словами, лечение экономно изготовленными отечественными средствами. Патриотично, конечно, но малоэффективно.
Всероссийский союз пациентов (ВСП), Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй» и межрегиональное общественное движение (МОД) «Движение против рака» направили премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой повысить доступность современной терапии для онкологических пациентов. Об этом сообщил сопредседатель ВСП, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев на круглом столе, посвященном проблемам лекарственного обеспечения в рамках системы ОМС.
В письме говорится, что в соответствии с Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи с 2021 года предусмотрено возмещение в рамках тарифов ОМС только препаратов, которые включены в «Перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП)». Остальные лекарства, даже если они входят в клинические рекомендации Минздрава, предусматривают «минимальный тариф на возмещение в рамках системы ОМС, который не покрывает даже 30% от фактической стоимости».
«Медицинские организации вынуждены отказываться от дорогостоящих схем лечения – по ОМС их не будут оплачивать, – пояснил Жулев. – Государственный курс на импортозамещение иностранных лекарств взят не только в онкологии, схожая ситуация с препаратами в других группах заболеваний».
По словам Жулева, комиссия Минздрава по формированию перечней лекарств занимает жесткую политику, не допуская в Перечень ЖНВЛП многие эффективные средства в связи с их стоимостью. «Пациенты оказались в заложниках: с одной стороны, препараты зарегистрированы, включены в клинические рекомендации. С другой – комиссия не пропускает их в перечень ЖНВЛП, а медицинские учреждения не могут их применять», – поясняет Жулев.
По некоторым схемам лечения эксперты оценивают снижение доступности препаратов в системе ОМС с 2021 года, после внедрения указанных Методических рекомендаций, на 60%. «Пациенты лишаются ряда опций терапии, поскольку их назначение не подразумевает компенсацию со стороны Фонда ОМС в объеме, покрывающем хотя бы до 30% фактических расходов», – уточняется в обращении общественников.
По данным президента Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирины Борововой, за последние три года из-за активного ценового регулирования со стороны Минздрава и Федеральной антимонопольной службы с рынка ушли более 800 лекарственных препаратов, многие из которых входят в Перечень ЖНВЛП. Часть из них – химиопрепараты для базовой терапии онкологических и онкогематологических заболеваний.
По словам руководителя рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков Алексея Березникова, треть нарушений с лекарственной терапией, выявляемых по результатам экспертиз, связана с изменением схем лечения в сторону отступления от клинических показаний. «Как только появляется ситуация с возможностью больше заработать, ее будут использовать, и не в пользу больного», – подчеркивает Березников.
комментарии(0)