Именно продолжительный и жесткий локдаун во многом привел к тому, что люди во всем мире сейчас охотно прививаются. Фото Reuters
Взлет заболеваемости коронавирусом и смертности от него в России – одна из главных новостей. Вызывает ли это удивление? Ограничения в связи с инфекцией стали чисто теоретическими, привитых едва больше трети населения. Можно было ожидать только чуда: вдруг пандемия COVID-19 закончится. Но чуда не произошло.
Властям приходится принимать жесткие меры. Президент Владимир Путин подписал указ о нерабочих днях в первую неделю ноября. Во многих регионах закрывается все, кроме аптек и продуктовых магазинов. В музеи и театры будут пускать только вакцинированных и недавно переболевших. Допустим, так и будет. Но что делать с переполненным городским транспортом, что делать с битком набитым метро, где пассажиры стоят, прижатые друг к другу, без масок? Аэропорты полны пассажиров – нерабочую неделю население спешит использовать, чтобы вырваться к морю.
По-прежнему никто не спешит вакцинироваться. К 20 октября полный курс вакцинации прошло около 32% жителей России. В это количество входят и те, кто привился больше шести месяцев назад. На фоне развитых стран это один из самых низких показателей. При этом официально вакцинация в России длится без малого год. В октябре показатели заболеваемости и смертности регулярно бьют антирекорды.
До начала лета доля противников вакцинации среди россиян составляла около 60%, в то время как примерно 30% в целом были готовы сделать прививку. Такие данные привел директор Левада-Центра (организация признана иноагентом в РФ) Денис Волков. Летом скептиков стало поменьше, но незначительно. К концу августа, по этим же подсчетам, от вакцинации отказывались 52% жителей России. Как раз летом, например в Москве, в течение двух недель действовал режим QR-кодов, когда без них не пускали в кафе и рестораны. После этого темпы вакцинации вновь пошли на спад.
Социологические опросы показали, что провальные до последнего времени темпы были связаны со страхом перед вакцинацией на фоне недоверия к властям. Уровень критического восприятия разных властных структур достаточно высокий, например деятельность правительства не одобряет почти половина опрошенных. «Среди тех, кто негативно относится к власти, процент готовых вакцинироваться намного меньше, – указывает социолог. – Те, кто не доверяет власти, по умолчанию воспринимают в штыки все ее инициативы. Будь то вакцинация, электронное голосование или установка камер». Прививки опасаются даже те, кто боится заразиться коронавирусом.
Сейчас около половины населения России так или иначе поддерживают усилия властей в борьбе с коронавирусом, констатируют в исследовательском холдинге «Ромир». «Мы наблюдаем поляризацию общества, – говорит президент холдинга Андрей Милехин. – Причем полюс тех, кто активно не принимает действия властей, еще больше ужесточает свою позицию. Поэтому в интернете так много контраргументации, хайпа и фейковой информации». Власти, по словам Милехина, реагируют на это неадекватно: запретами и ограничениями. Почти сразу после начала пандемии в России, в марте 2020 года, Госдума приняла закон об уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и за распространение фейков в условиях чрезвычайной ситуации.
«Пытаться все это закрыть или запретить практически невозможно, – считает Милехин. – Этому надо противопоставлять внятную, аргументированную экспертную позицию». По его словам, лицам, принимающим решения, нужно понять, что общество сложно структурировано и каждой группе населения нужно приводить аргументы, убеждающие представителей именно этой группы.
в последние дни уровень вакцинации приближается к пиковым значениям, которые были зафиксированы этим летом. С 18 октября ежедневно прививается более 500 тыс. человек. Угроза локдауна и рост числа ограничений для непривитых в разных регионах могли повлиять на отношение россиян к вакцинации.
«Мы в своих исследованиях видели, что значительная доля тех, кто не был готов вакцинироваться, ждали случая, когда их поставят в вынужденное положение, – поясняет Волков. – Но такие меры работают, если они последовательны и длительны. У нас это не так». В Европе именно продолжительный и жесткий локдаун во многом привел к тому, что европейцы сейчас охотно прививаются.
Известный эпидемилог Михаил Фаворов видит две главные причины сложившейся в России ситуации с пандемией. Первая – активное перемешивание населения (собрания, праздники, транспорт) и вторая – очень малый процент привитых: 32% не могут оказать никакого влияния. По данным Фаворова из 15 инфекционных больниц России, более 90% пациентов, лежащих там с COVID-19, не привиты.
За тем как идет вакцинация следят и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Мышь в овощном» обращает внимание на то, что США с 8 ноября вводят новые правила въезда в страну - иностранцы, прибывающие по неиммиграционным визам, должны при посадке на рейс предоставить справку о вакцинации препаратами, одобренными в стране или Всемирной организацией здравоохранения. «После объявленного решения американских властей мы определенно услышим много про косность российских чиновников, «не пускающих» в страну иностранные вакцины, - пишут авторы канала. - Но вряд ли хоть слово – про чиновников из ВОЗ, проявляющих чудеса неторопливости в отношении «Спутника».
«Адекват» обращает внимание на предстоящие в РФ наребочие дни, которые важно будет использовать для вакциации населения и для того, чтобы всеми доступными средствами сократить контакты людей между собой. «Транспорт в нерабочие дни обязан работать в обычном режиме будней, и не беда, если в каждом отдельном автобусе людей окажется чуть-чуть. Выйдет точно не дороже дополнительных расходов на медицину и подавно не дороже жизней», - пишут авторы канала.
комментарии(0)