Газета Здоровье Печатная версия

07.09.2021 18:55:00

И на штамм «дельта» нашлась управа

Препарат из смеси двух антител почти на 80% снижает риск заражения и тяжелого течения COVID-19

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid19, здравоохранение, здоровье, штамм дельта

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid-19, здравоохранение, здоровье, штамм дельта Эффективность вакцин при заражении штаммом «дельта» довольно быстро убывает. Фото Reuters

Австралийские вирусологи из Института медисследований и университета Нового Южного Уэльса в Сиднее своей публикацией в журнале Nature обратили внимание коллег на новую выявленную ими мутацию вируса SARS-CoV-2. Она привела к замене аминокислоты пролина на аргинин в белке вирусных «шпилек». Напомним, с помощью этих «шпилек» коронавирус и присоединяется к поверхности клетки, чтобы проникнуть в нее. Замена аминокислот, по мнению австралийских ученых, привела к резкому усилению инфекционности варианта «дельта» и повышению тяжести вирусного поражения организма.

Австралийцы полагают, что выявленная ими мутация увеличивает подвижность головки спайка. Это позволяет вирусу «охватывать» больше пространства и к тому же прочнее связываться с белковыми рецепторами на поверхности клеток. Гарвардские исследователи сообщили, что «сила» «дельты» связана с действием клеточного фермента фурина еще на стадии формирования вирусных частиц.

Проблема еще и в том, что инфицированный коронавирусным штаммом «дельта» человек начинает распространять заразу примерно за два дня до появления первых симптомов заболевания. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные обследования специалистами гонконгского Университета людей, пострадавших в ходе вспышки заболевания в провинции Гуандунь.

Гонконгские ученые обследовали 167 заболевших ковидом. После тщательного анализа данных выяснилось, что латентный (скрытый) период длится четыре дня, а инкубационный, то есть до проявления симптомов, – 6. Передача вируса окружающим до проявления болезни происходила в 74% случаев.

Еще один факт, выявленный теперь уже в Британии, связан с тем, что эффективность вакцин при заражении вариантом «дельта» довольно быстро убывает.

Однако с решающей ролью только что выявленной австралийцами мутации согласны не все. В частности, сотрудник Сиднейского университета Эд Холмс опубликовал один из первых геномов вируса еще 10 января 2020 года. Он выделил другую мутацию, которая, по его мнению, и определила «озлокачествление» довольно безобидного исходного коронавируса из Уханя. Несколько позже был выделен британский вариант «альфа» с увеличенной на 50% способностью передаваться. У «дельты» этот показатель еще на 40–60% выше. Холмс полагает, что на глазах у всего мира идет гигантский эволюционный эксперимент, подтверждение которому дают 2 млн опубликованных геномов вируса.

Масла в огонь подлило иммунологическое приложение журнала Science, в котором разобран механизм возникновения побочных эффектов в результате применения РНК-вакцин. Аномальный процесс связан с тем, что макрофаги и клетки начинают в некоторых случаях синтезировать излишние количества интерферона. Дело в том, что клетки «воспринимают» вводимую РНК с помощью своих белковых рецепторов как вирусную. «Помогает» им в этом активация гена, индуцируемого ретиноевой кислотой (которая активна в ходе эмбрионального развития). А далее выступает на сцену регуляторный фактор интерферона, который, в свою очередь, подстегивает кинетику деления иммунных клеток и иммунного ответа. Все это приводит к так называемому цитокиновому шторму и неспецифическому воспалению, усугубляющему положение.

Неудивителен на этом фоне интерес к сообщению компании – производителя одной из вакцин. Ее сотрудники успешно испытали на 5197 добровольцах, ранее контактов с вирусом не имевших, свой новый продукт – AZD. Он представляет собой не известный ВИЧ-инфицированным азидотимидин, а смесь двух антител. Их применение на 77% снизило риск заражения и тяжесть развития заболевания у подхвативших ковид. Полагают, что действие антител сохраняет эффективность на протяжении года. В разработке и финансировании проекта приняла участие администрация США, которая в «благодарность» за это получила 700 тыс. доз нового лечебного препарата.

Не меньший интерес вызвали и две онлайновые публикации в журнале Immunity, в которых японские и американские исследователи сообщают о получении моноклональных антител самого широкого спектра действия. Активность антител против различных вариантов коронавируса вызвана тем, что они действуют против неменяющихся участков спайка.

За тем, как идет борьба против коронавируса внимательно следят и авторы общественно-полтических Telegram-каналов. «Адекват» обращает внимание на слова глава Минздрава РФ Михаила Мурашко о том, что в  общем числе госпитализированных с ковидом свыше 92%:  «Вакцинированных двумя дозами от всего взрослого населения - практически ровно треть, поэтому считать очень удобно: эти 92% приходятся на остальные две трети популяции. Выводим элементарную пропорцию и видим, что вероятность госпитализации для непривитых выше почти вшестеро. Что отлично бьется с недавними данными об эффективности "Спутника" против госпитализации, превышающими 80%. И не забываем, что основание отправляться в больницу возникает уже в состоянии средней тяжести. А в реанимацию, напоминает Мурашко, привитые не попадают. Что говорит уже не о шестикратной, а о близкой к абсолютной эффективности вакцины в предотвращении развития крайне тяжелого состояния». Авторы канала «Мюсли вслух» отмечают, что «коэффициент распространения новой коронавирусной инфекции в 21 субъектах Федерации меньше единицы, в 62 равен ей, в 2 больше единицы. "Красная зона" по сравнению с 6 сентября сократилась на 4 региона». Если коэффициент меньше единицы, распространение инфекции сокращается, если больше – растет.