Казалось бы, чего проще – купи лекарства и передай больному, лежащему в больнице. Но нет, за такую благотворительность стационарам ранее грозили штрафами. Фото РИА Новости
Обязательное медицинское страхование у нас – система загадочная. Создавалась вроде бы для того, чтобы избавить больных от дополнительных забот об организации лечения. Получилось как всегда. В частности, госпитализированному пациенту положены только препараты, которые есть в больничной аптеке. Понятно, недорогие и преимущественно отечественные. Патриотично, конечно, но малоэффективно.
Больным тяжелыми заболеваниями, которым требуются дорогостоящие лекарства, нередко приходится покупать их самим, если могут и пока могут, или удается воспользоваться помощью благотворительных организаций. Пока пациент лечится амбулаторно, это возможно: кто проконтролирует, какие таблетки он глотает или что ему вводят дома.
В больнице – другое дело. За применение лекарств, купленных пациентами самостоятельно либо приобретенных для них благотворительными фондами, клинике грозят большие неприятности. Больше, кстати, чем если больному не помогает лечение препаратами из больничной аптеки.
Теперь от Минздрава РФ вышло послабление. Больницы уже не могут быть наказаны за использование лекарств, полученных не из больничной аптеки. Надо оговориться, что речь идет, разумеется, о препаратах, разрешенных, сертифицированных в стране. Минздрав РФ внес изменения в правила ОМС и отменил санкции за использование медицинскими организациями в стационарных условиях лекарств, купленных за счет пациента либо сторонними организациями. С мая 2021 года счета за лечение, при которых использовались купленные благотворительными фондами препараты, могли полностью сниматься с оплаты фондом ОМС.
Из перечня оснований для неоплаты лечения за счет ОМС новым приказом Минздрава было исключено «использование медицинской организацией лекарственных препаратов, предоставленных пациентом или иной организацией, действующей в интересах пациента, из иных источников финансирования (за исключением оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях)».
В Федеральном фонде ОМС объясняли, что ограничения были введены для исключения двойного финансирования лекарственного обеспечения из средств фонда и иных источников, но было решено уточнить правила оплаты, чтобы благотворительные фонды могли спонсировать покупку лекарств. Из этого объяснения неясно, а как же больные, которые до уточнения правил оплаты оставались, выходит, без лекарств: по ОМС средств на дорогие препараты не было, а благотворительные фонды спонсировать их покупку не могли.
«Приказ хороший, полезный и разумный», – оценил его главный редактор благотворительной организации «Русфонд» Валерий Панюшкин. Благотворительные фонды получают возможность официально закупить необходимые лекарства и официально передать их в любую государственную клинику. И уточняет: благотворительные фонды могли и раньше купить для клиники лекарства («Русфонд» занимается этим 24 года). Обычно составляется тройственный договор между клиникой, поставщиком лекарств и благотворительным фондом. Собственно, к лекарствам благотворительный фонд не прикасается. Фонд переводит собранные им пожертвования поставщику, а поставщик поставляет в клинику лекарства, как поставлял бы, и если бы они были оплачены из бюджета обязательного медицинского страхования.
Ранее на невозможность использования лекарств за счет благотворительных фондов обращал внимание экс-руководитель отделения трансплантации НМИЦ здоровья детей Михаил Каабак. Из-за запрета, наложенного администрацией, не могли быть прооперированы несколько детей, поскольку на балансе аптеки НМИЦ было недостаточно необходимых препаратов.
С лекарственным обеспечением положение у нас плохое. Тут ничего нового. Будем надеяться, с приказом Минздрава не накладывать штрафы на клиники за использование препаратов, купленных пациентами и благотворительными фондами, хоть немного что-то улучшится.
Стало быть, теперь разрешается приносить в больницу свои лекарства. А врача своего можно будет приводить?
комментарии(0)