0
8110
Газета Здоровье Печатная версия

06.07.2021 17:55:00

"Пациентский экстремизм" охватывает регионы

Вместо партнерских отношений между врачом и больным – угрозы и судебные иски

Тэги: здравоохранение, пациентский экстремизм, опрос, медицинский вестник, врачи, права, ошибка


140-8-2480.jpg
Врач и медицинское учреждение обязаны
доказывать, что они добросовестно работают,
а пациент ни к чему не обязан. 
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Неудовлетворенность здравоохранением породила явление, немыслимое еще каких-то два десятилетия назад, – «пациентский экстремизм». Людей, пытающихся добиться необходимой медицинской помощи, в каком-то смысле понять можно. Но способы, к которым они прибегают, выходят далеко за допустимые рамки. И чем дальше, тем больше.

В интернете, особенно в социальных сетях, на базе тематических сообществ, посвященных современной медицине, все чаще встречаются печальные истории о том, как пациенты избивают фельдшеров «Скорой помощи» или откровенно хамят врачам поликлиник, чувствуя себя абсолютно безнаказанными. Более «цивилизованная» форма – угроза подать в суд на врача, если не будет предоставлена помощь или услуга, которая не во власти врача. Казалось бы, в ситуации пандемии общество должно было оценить героический труд медиков, отношение к ним должно было измениться. Слов красивых сказано было немало. На деле же ничего не изменилось.

Только что издание «Медицинский вестник» и аналитическая компания RNC Pharma провели онлайн-опрос на эту тему. Врачей спрашивали, сталкивались ли они или их коллеги с угрозами судебных исков или иной формой давления со стороны пациентов с целью получить материальную выгоду от клиники.

Никогда не слышали о таких вещах и не получали угроз лишь 3% участников исследования. Часто сталкиваются со случаями «пациентского экстремизма» по меньшей мере 70% принявших участие в опросе. Из них 46% респондентов становятся свидетелями таких инцидентов периодически, а 24% утверждают, что подобное происходит регулярно. Все опрошенные признают, что неоправданные претензии и угрозы больных могут стоить им потери работы.

При этом результаты ответов не имели статистически значимых отличий в зависимости от географии: врачи, работающие в Москве и Санкт-Петербурге, сталкиваются с «пациентским экстремизмом» примерно так же часто, как и специалисты во всех других регионах. Отсутствуют значимые различия и в отношении типов лечебных учреждений (частное или государственное), а также половозрастной структуры респондентов – пациенты не щадят ни мужчин, ни женщин любых возрастов.

Интересно, что даже при столь неоптимистичной картине медики стараются относиться к явлению философски, в частности отмечают, что «способность разруливать конфликты – часть профессионализма врача». Однако они обращают внимание на проблемы другого порядка: из-за давления агрессивных пациентов без должного разбирательства администрация лечебного учреждения попросту приносит врача в жертву.

В сущности, установилась презумпция вины врачей и медицинского учреждения. Общепринятое мнение: пациент в системе оказания медицинской помощи – уязвимое звено, не обладающее специальными знаниями, а врач – носитель этих знаний – «должен», «ответственен». Врач и медицинское учреждение обязаны доказывать, что они добросовестно работают, а пациент ни к чему не обязан. Так что формирование такого явления, как «пациентский экстремизм», вполне закономерно. Закономерен и все увеличивающийся дефицит врачей, особенно в первичном звене.

Необходимо переосмыслить отношение общества к работе врачей, признать реальность рисков, связанных с медицинской помощью, и право медицинских работников на ошибку, поскольку они испытывают экстремальные нагрузки, заявлял в конце прошлого года министр здравоохранения Михаил Мурашко. Он предложил пересмотреть роль пациента в системе здравоохранения, включая обеспечение безопасности помощи и ответственность людей за свое здоровье. Отношения между врачом и пациентом должны стать партнерскими.

Должны-то должны, но пока движения в эту сторону не видно. Что и показал только что проведенный опрос. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рост цен идет как по маслу

Рост цен идет как по маслу

Анастасия Башкатова

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

0
2712
Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Данила Моисеев

Маори воспротивились попыткам сделать их равными другим жителям

0
1940
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
3828
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5539

Другие новости