Газета Здоровье Печатная версия

22.06.2021 19:40:00

У каждого города – свое микробиологическое лицо

Распространение коронавируса подстегнуло поиск лекарств и против других патогенов

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация, город, микробиологическое лицо, микробиом

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, вакцинация, город, микробиологическое лицо, микробиом Каждая столица отличается не только архитектурой, но и своим микробиомом. Фото Reuters

Символ Парижа – Эйфелева башня, Нью-Йорка – небоскреб Эмпайр-стейт билдинг, Москвы – Кремль и храм Василия Блаженного... Но это с точки зрения турагентств и любителей путешествий. Совсем иными глазами смотрят на города мира микробиологи и вирусологи из Института компьютерной биомедицины Корнелльского университета в г. Итака (США).

Американские инфекционисты представили в авторитетных медицинских научных журналах Cell и Microbiome данные трехлетнего исследования различных инфекций на пересадочных станциях 60 городов мира. Ученые выяснили, что каждый город имеет свое микробиологическое лицо. Авторы представили данные по 4728 микробным геномам, характеристики маркеров микробной резистентности к антибиотикам плюс 10 928 вирусов и 1302 бактерии. Это позволило создать первый в мире каталог. Он включает 4246 известных микроорганизмов, ранее выделявшихся в городах, 31 вид которых встречается в 97% городских агломераций мира.

Микробы и вирусы городов имеют четкие сигнатуры, определяемые климатическими и географическими различиями. Все это следует принимать во внимание не только деловым и праздным путешественникам, но также и властям городов мира, особенно учитывая естественное стремление уставших от карантинов и локдаунов людей куда-нибудь поехать после ковидной пандемии.

Специалисты в разных уголках мира ищут средства борьбы с микробной и вирусной опасностями, что особенно актуально на фоне навалившейся на мир пандемии. Сотрудники Королевского технологического университета в Мельбурне представили свою разработку с нанослоем черного фосфора (ВР – Black Phosphorus), генерирующим на своей поверхности агрессивные кислородные радикалы. Эти частицы убивают не только микробы, но и патогенные грибки. Достоинство нового антимикробного материала – его быстрый распад в организме. Эксперименты проведены на лабораторных мышах и культурах клеток человека. В ходе энергетического обмена в клетках постоянно образуются указанные радикалы.

В Институте электронной структуры и лазера в г. Ираклионе, столице Крита, предложили использовать для обеззараживания хитозан, волокна которого «скрепляются» уксусной кислотой. При освещении лазером хитозан также убивает микробы. А в Тюбингенском университете выяснили, что вполне «доброкачественные» накожные стафилококки S. epidermidis, считающиеся охранителями кожи, заимствуют тейхоевую кислоту, которая необходима для построения микробной стенки, у золотистого стафилококка (S. aureus). Следствием этого становится обретение хорошим микробом патогенных свойств.

Пандемия COVID-19 потребовала разработки противовирусных лекарств. Естественно, что исследователи обратили внимание и на не менее опасный грипп, эпидемия которого (инфлюэнца) потрясла мир в начале 20-х годов прошлого века. Почти вековой давности попытки создать против этого коварного вируса вакцину неоднократно заканчивались провалом. И вот, похоже, сотрудникам Национального института здоровья (NIH) в вашингтонском пригороде Бетезда удалось создать действенную квадривалентную вакцину сразу против четырех видов вируса.

Преимуществом новой вакцины является ее способность вызывать синтез антител против стабильного по составу «стебля» молекулы гемагглютинина, а не его вечно меняющей свои аминокислоты головки. Авторы особенно подчеркивают кросс-реактивность полученных антител. Это делает иммуноген на основе наночастиц привлекательным кандидатом всесезонных вакцин против вируса, уносящего в мире каждый год больше жизней, нежели пресловутый COVID-19.