Выявление новых случаев заражения коронавирусом продолжает бить рекорды по всей стране. При этом многие, кажется, уже смирились с изменившейся реальностью и начинают воспринимать ранее неизвестное заболевание как нечто практически настолько же рутинное, как сезонный грипп или ОРВИ. Кто-то переболел сам, а у других, по крайней мере, в окружении есть родственники или знакомые, которые успели не понаслышке узнать, что из себя представляет это заболевание. В социальных сетях все чаще «уже бывалые» активно обмениваются «с вновь прибывшими» опытом переживания и лечения самой нашумевшей болезни 2020 года.
С другой стороны, по данным октябрьского опроса ВЦИОМ, 74% россиян в той или иной мере опасаются заражения коронавирусом или заражения своих близких. При этом 15 % опрошенных испытывают в связи с этим действительно сильные опасения. Неудивительно, что России в этом году наблюдается рост продаж антидепрессантов и обращений за психологической помощью. Так, для некоторых страх перед вирусом оказывается чуть ли не страшнее самого вируса. И это еще одна вполне реальная проблема, которую повлек за собой глобальный коронакризис.
Источником фрустрации, безусловно, становится не только количество доступной информации о коронавирусе, но и ее противоречивость.
Так, если в начале пандемии еще существовала надежда на возможность выработки у переболевших пожизненного иммунитета, то сейчас понятно, что заболеть ковидом во второй раз вполне возможно. Причем можно переболеть им дважды даже за один год.
Еще одним предметом часто взаимоисключающих заявлений и меняющихся представлений является тема коронавируса и детей.
«На эту тему публикаций очень много, хотя ситуация со временем меняется. Если в начале пандемии мы видели, что дети не заболевали, то в настоящее время видим, что случаи заболеваний среди детей есть и, к сожалению, даже есть тяжёлые формы заболевания, вплоть до летальных исходов. Да, их меньше, чем среди взрослых, но, тем не менее, дети болеют», – отмечает доктор медицинских наук, врач-инфекционист, профессор Николай Малышев.
Другая связанная с коронавирусом область, в которой много пробелов, – это особенности протекания болезни и возможные последствия для беременных.
По словам президента Российского общества акушеров-гинекологов, профессора, академика РАН и РАМН Владимира Серова, беременные легче подхватывают инфекции и тяжелее их переносят. А в ряде случаев вирусные заболевания приводят к выкидышу. Пока неизвестно, относится ли это к коронавирусу, поскольку ученые не успели провести необходимые исследования.
Неудивительно, что женщины в период эпидемии стали осторожнее относиться к планированию беременности, особенно в тех семьях, где уже есть старшие дети, которые продолжают посещать школы и детские сады, а значит инфицироваться.
Но есть и хорошие новости. Главным прорывом в борьбе с новым коронавирусом за последние несколько месяцев, конечно, стало изобретение и регистрация сразу двух российских вакцин – Sputnik V НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи и «ЭпиВакКорона» новосибирского центра «Вектор». Обе вакцины включены в рекомендации Минздрава России по профилактике и лечению COVID-19.
Но на текущем этапе существует много ограничений. Вакцины пока нельзя вводить как раз детям, беременным и кормящим женщинам, людям старше 65 лет и тем, у кого есть серьезные хронические заболевания. Влияние вакцинации на репродуктивную функцию в будущем тоже пока не изучено.
Получается, что для самых уязвимых, в том числе психологически, групп населения пока фактически единственным возможным способом снижения тревожности перед COVID-19 было бы достоверное определение своего иммунного статуса. Поэтому многие спешат сделать ставший уже привычным тест на антитела M и G, полагая, что выявление антител класса G, подтверждающее факт перенесенного заболевания, автоматически гарантирует и отсутствие риска повторного заражения. Но это не совсем так.
Все дело в том, что при естественной встрече с коронавирусом образуются антитела к разным структурам вируса. И только часть из них обладает вирус-нейтрализующим, протективным эффектом. Это так называемые анти-RBD антитела. Именно анти-RBD антитела блокируют попадание вируса в клетку, нарушив его контакт с клеточным рецептором, и защищают людей от повторного инфицирования.
Однако, как показывает практика наблюдений, анти-RBD антитела могут не выработаться в достаточном количестве, если болезнь протекала бессимптомно или в легкой форме. А со временем количество эффективных антител снижается в принципе у всех переболевших. Обычно в течение 4-6 месяцев после перенесенного заболевания они пропадают совсем.
«Далеко не вся плазма переболевших содержит необходимое количество тех антител, которые нейтрализуют вирус», – поясняет директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.
Именно поэтому на базе возглавляемого им центра практически одновременно с вакциной были разработаны так называемые тест-системы третьего поколения, которые среди всех иммуноглобулинов класса G способны выявлять конкретно анти-RBD антитела, непосредственно гарантирующие защиту от вируса.
«По наличию антител класса M можно судить о том, что человек недавно был инфицирован вирусом. По наличию антител класса G можно говорить, что уже две-три недели прошло с того момента, как человек был инфицирован коронавирусом. Наша тест-система третьего поколения, мы ее так называем, среди всех антител класса G выявляет только те, которые непосредственно нейтрализуют вирус», – рассказывает Гинцбург.
Разработанные НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи тест-системы начали ограничено применяться еще летом – в целях отбора доноров плазмы для лечения тяжелобольных пациентов. А в октябре такие наборы для тестирования, наконец, запустила в массовое производство группа компаний «Ниармедик Плюс». Они уже используются в ряде московских медицинских учреждений.
«Сдавать такие тесты мы рекомендуем тем, кто полагает, что уже перенес заболевание и хочет убедиться наверняка, что защищен от повторного заражения, по крайней мере, в ближайшие месяцы – пока не началась массовая вакцинация. Мы ведь сейчас все в тревоге пребываем за себя, за своих родственников, за друзей, за коллег. А когда ты понимаешь, что у тебя есть анти-RBD антитела, эта тревога уходит», – поясняет генеральный директор сети клиник «Ниармедик» Мария Коломенцева. Пока проведение тестирования на анти-RBD антитела доступно только в Москве и Московской области, и сделать его можно только на коммерческой основе, но в будущем сфера применения таких тестов, вероятно, существенно расшириться. Минздрав, в частности, рекомендует использовать тест-системы на определение анти-RBD антител для оценки напряженности поствакцинального протективного иммунитета.И в заключении, еще одно интересное наблюдение. К недавно появившемуся на рынке виду тестирования уже проявляют значительный интерес многие крупные компании из разных отраслей экономики. Социально ответственные работодатели заинтересованы в том, чтобы начать массово внедрять такое тестирование для сотрудников. Это позволит бизнесу более осмысленно принимать решения о том, кого оставлять в офисе, а кого переводить на «удаленку», и, таким образом, с одной стороны, не допускать серьезных вспышек заболевания внутри компании, а, с другой, продолжать работать и по возможности выполнять свои производственные и финансовые планы.
комментарии(0)