Не верящие в маски вряд ли поверят и в прививки, когда появится вакцина. Фото Reuters
Угроза «второй волны» исправила давнее название: теперь 1 сентября – это не только День знаний, но и День опасений... В каждой стране наборы принятых мер стали своеобразным интегральным ее портретом: уровень здравоохранения, экономической мощи, политической культуры, законопослушания. Самая явная, наглядная в этих наборах, понятно: маска. Процент надевших, даже сам стиль ее ношения – штрихи к национальному портрету.
Россия в относительно благополучной половине и по строгим количественным параметрам (смертность, число выявленных носителей относительно общего числа тестов), и по «масочному уровню» (мере доверия к этому средству). Но не без формирования своего стиля! Знак законопослушания – маска налицо. Но... знак усталости, нетерпения: налицо, но не совсем на лице. Словно главная задача маски – прикрыть шею и зону (возможного) второго подбородка. «Рашен стайл», половинчатость во всем, полувариант, «полумаска».
До года № 2020 (помнится, в дни праздничных елок его называли счастливым: 20 и 20 – старая аналогия с автобусными билетиками) – маска считалась синонимом лицемерия. «Он нацепил маску сочувствия», «Под маской дружбы скрывался…», «Срывание всех и всяческих масок» – за что Ленин хвалил Льва Толстого, а мы повторяли в школьных сочинениях.
Сегодня наш «масочный итог» на 1 сентября таков. В школах: обязательны для учителей, детям – по желанию. В вузах: обязательны всем. Расклад настроений, реплик, особенно в молодежной среде, вполне представим: полностью «игнорящие» – смелые, бравые, крутые; в масках – опасливые, покорные, «осторожные, как пенсионеры»; «Рашен стайл» (прикрыто горло) – ироничные, глядящие свысока на занудство правил.
И что тут противопоставить?
Но вот была пара телерепортажей из Бельгии, так сказать, с гребня «второй волны». В Антверпене толпы танцуют, веселятся без масок – мэр гневно комментирует: «Это безответственно!» И следом другой город, схожая тусовка. Там мэр сказал иное: «Это нечестно!» Танцевать, гулять без масок – в чем нечестность? Вполне открыто игнорируют! Каждый по своим мотивам, о которых тоже открыто говорят в телекамеры: «Я не верю в вирус!.. Да это обычный грипп!.. Мы устали от карантина! Нам надоели эти маски!..» Так в чем нечестность?
Я провел «мысленный эксперимент». Если уставший от карантина, не верящий в вирус, тот, кому обрыдли маски, или просто «реально смелый» все ж заболеет? То...
1. Он запрется дома, прогонит родню, будет сам бороться: таблетками, имбирем («блажен, кто верует, тепло ему на свете!», Грибоедов) или чесноком (в Средние века – еще и знаменитое средство от нечистой силы). В общем, чем угодно, во что он верит. Справится он или не дай бог... тут всё честно.
2. Все же пойдет в больницу или вызовет врачей (которые эти маски носят 10 часов в день и несколько месяцев).
И что-то мне подсказывает: 99,9% не верящих в вирус, бравировавших, протестующих против карантина, пойдут по второму варианту.
Вирус, убив сотни тысяч, ударил по образу жизни миллиардов! За эти месяцы довелось постоянно слышать: «Мир после коронавируса будет уже другим!» (Особенно часто произносят с интонацией Теодора Адорно: «После Освенцима нельзя писать стихи!») Но слышал я и усталую усмешку врача-эпидемиолога: «Через год вы будете вспоминать карантин, эти экстраординарные меры, как что-то очень далекое, полузабытое».
Пока в центре внимания мира – гонка за вакциной! Но что-то мне опять подсказывает: когда эта «пробирка спасения», вожделенная вакцина явится в наши районные поликлиники – этот ее ореол быстро потускнеет. И активисты, модераторы старой и мощной кампании антипрививочников сделают ли исключение для COVID-19? «Не верящие в маски» – поверят ли в прививки?
При всех открытиях, при всех инвестициях в суперлаборатории, похоже, главным средством борьбы остается старый добрый, вполне средневековый карантин. Или угроза его применения – прямо как три четверти века держащее баланс ядерное оружие. Как хорошо действовал в Средние века карантин в комбинации с другим «лечебным средством» – аутодафе: нарушителей сжигали на площадях.
Речь – о честности, о тонком балансе угроз и наказаний. О возможностях нанесения ущерба, что имеется в распоряжении коронованного COVID-19 и противостоящего ему государства. И научное чудо – 2020, новейшая вакцина, с учетом старой, тоже почти средневековой «антивакцинаторской» кампании будет подкрепляться тоже старой угрозой: «Иначе выход один – маска и карантин!»
комментарии(1)
0
dlz 10:15 01.09.2020
Интересно, что обе отечественные вакцины имеют двухстадийный способ применения и обе отличаются некоторой болезненностью. Такие вакцины несколько напоминают вакцины от Энцефалита. Как и энцефалитная вакцина, вакцины от Ковида будут иметь не самый продолжительный эффект .