При каждом вызове врач скорой помощи должен запросить у пациента, а затем письменно оформить согласие на проведение осмотра и оказание помощи. Фото Дмитрия Феоктистова/PhotoXPress.ru
Московская скорая помощь отметила столетний юбилей. В 1919 году открылась первая в городе станция скорой помощи, а 15 октября машина с медиками совершила свой первый выезд. Хорошая в Москве скорая. Не идеальная, но где они, идеалы. Может, мне везло (много раз), но всегда приезжали быстро, делали, что необходимо, и никогда даже не намекали на деньги. Работать в скорой помощи трудно, иногда даже опасно. Нагрузка огромная. Но как-то справляются, несмотря на проблемы, в том числе бюрократические.
Впрочем, скоро на одну проблему станет меньше: в Госдуму внесен законопроект, позволяющий оказывать скорую помощь без информированного добровольного согласия. Что означает такое согласие? Оно означает, что на вызове работники скорой должны взять у пациента подпись о том, что он согласен на все манипуляции, которые будут с ним производить для спасения его жизни. А пациент, представьте, в это время кричит от боли, перед ним все в тумане или он вообще без сознания. И что делать бригаде скорой помощи? Если пациент не подпишет документ под названием «добровольное информированное согласие», бригаду страховщики оштрафуют.
Абсурд, конечно. Просто, когда принимали закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где предписывалась необходимость добровольного информированного согласия пациента на любые медицинские манипуляции, не учли специфику экстренной медицинской помощи. По этому закону медработник обязан на доступном для конкретного пациента языке объяснить, что он будет ему делать и зачем, далее рассказать о возможных последствиях процедуры и сообщить о существовании альтернативы. И на каждое действие получить письменное добровольное согласие пациента. И это в то время, когда дорога каждая минута, от которой порой зависит жизнь.
В России ежегодно совершается 45–46 млн вызовов скорой медицинской помощи. И в каждом из этих случаев врач должен запросить у пациента либо его законных представителей, а затем письменно оформить согласие на проведение осмотра и оказание помощи. В случае отказа – также оформить соответствующий документ.
«Мы посчитали: даже если брать не реальные пять минут, которые тратятся на оформление информированного согласия, а хотя бы по минимуму – одну минуту, то оформление согласия занимает 300 лет потерянного врачебного времени за один год. В службе скорой помощи и без того дефицит врачей, а они к тому же вынуждены тратить время на оформление бумаг», – говорил при обсуждении поправок к закону член думского комитета по охране здоровья Юрий Кобзев.
На заседании профильной комиссии Минздрава РФ по оказанию скорой медицинской помощи было предложено считать сам вызов бригады «03» изъявлением добровольного согласия пациента на получение помощи. Если пациент категорически отказывается от помощи, бригада должна оформить добровольный отказ. Отдельным пунктом предполагается предусмотреть оказание помощи лицам без сознания или недееспособным. По действующему до сих пор закону оказание помощи таким пациентам возможно только по решению врачебного консилиума. Для снятия этой проблемы бригаде скорой предлагается придать статус врачебного консилиума.
Предполагается, что скорую помощь вызывают, когда требуется срочное медицинское вмешательство. В крупных городах есть выбор, куда обратиться даже в экстренном случае. Это может быть травмпункт, частная скорая или государственная, можно приехать сразу в отделение экстренной помощи многопрофильного стационара. Но если пациент вызывает государственную службу скорой помощи, которая работает по протоколам и стандартам, утвержденным законодательно, тем самым он дает согласие на то, что в соответствии с ними ему и окажут помощь.
Освобождение сотрудников скорой от абсурдной бюрократической волокиты облегчит им работу и позволит посвятить все внимание пациенту, а не бумагам. Бумажный морок – наказание всех наших врачей. На приеме любой доктор вынужден заполнять столько документов для страховой компании и для прокуратуры (не дай бог!), что у него не остается времени взглянуть на пациента. Нигде в других странах врачи сами этим не занимаются. Соответствующие ведомства должны найти способ освободить их из этого бюрократического плена.
комментарии(0)