Дефицит медсестер в российских лечебных учреждениях сегодня оценивается в 133 тысячи человек. Фото РИА Новости
«Оптимальное, лучшее состояние системы» – так определяется в словарях слово «оптимизация». В 2011–2014 годах у нас оптимизировали систему здравоохранения, собственно, ее продолжают оптимизировать и сейчас. Хотели, наверно, как лучше.
Вот чем кончилась оптимизация в отношении среднего медицинского персонала, то есть медсестер, фельдшеров и акушерок. Директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяна Семенова назвала происходящее очень обтекаемо: отрицательная кадровая динамика среднего медперсонала в первичном звене медпомощи. В переводе с бюрократического на нормальный русский это означает, что средних медицинских работников становится все меньше. Притом что их не хватает очень давно.
В 2013 году на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что в России на одного врача приходится две медсестры, заявил, что пропорция неправильная, и поставил задачу довести соотношение до одного к трем. Премьер отметил, что в большинстве развитых стран с современной системой здравоохранения такое соотношение составляет один к пяти, причем в отличие от России многие виды работ выполняются не врачами, а средним медицинским персоналом, парамедиками.
С тех пор прошло шесть лет. Здравоохранение непрерывно оптимизировали – по мнению оптимизаторов, улучшали, потому что никто плохого не хотел. И что мы видим сегодня? «По расчетам субъектов РФ, в объеме государственных гарантий сохраняется дефицит более 130 тыс. специалистов в амбулаторно-поликлинической службе», – сообщила Татьяна Семенова на заседании совета по региональному здравоохранению при Совете Федерации. В России на одну медсестру приходится в среднем 25 пациентов, часто и больше. Это в пять раз превышает нормативы Всемирной организации здравоохранения.
Напомним, Дмитрий Медведев в 2013 году ставил задачу довести соотношение врачей и медсестер до одного к трем. Похоже, задача эта будет решена уже при следующих поколениях. Пока же дефицит медсестер все заметнее, становятся нормой вынужденные почасовые переработки и дополнительные смены. Разговоров и обещаний повысить оплату труда среднего медперсонала, дать им соцпакет становится все больше, но разговорами и обещаниями все и кончается. Оплата труда остается низкой, из-за этого медсестры, стараясь повысить доход, работают на пределе своих возможностей, а иногда и за пределами. Понятно, что при переутомлении совершить ошибку легко.
С цифрами, как и в отношении врачей, давно полная чехарда. Выступая на конференции «Медицинское образование – 2012», Татьяна Голикова, тогда министр здравоохранения и социального развития РФ, подчеркнула нехватку 800 тыс. единиц среднего медицинского персонала: «Эта цифра абсолютно угрожающая, она должна заставить нас испугаться».
Через год Вероника Скворцова, сменившая Голикову на посту министра, привела другие данные: дефицит 270 тыс. медсестер. Испугались угрожающего, по словам Голиковой, числа нехватки 800 тыс., нашли где-то медсестер, приняли радикальные меры и сократили дефицит почти втрое? Ни о каких радикальных мерах не было слышно, так что остается предполагать, что просто посчитали по-другому.
Медсестер не хватает не только у нас. Это проблема многих стран, в том числе западных, хотя зарплата и социальное положение медсестер и медбратьев (которых там много, особенно в хирургии) несравненно выше. Уровень медицины сильно зависит от среднего медицинского персонала, его квалификации. Нас возмутило, что норма времени кардиолога на прием одного больного – 15 минут. Но на Западе тоже так. То есть прием одного пациента, например в кардиологической амбулатории, занимает около часа. Но врач тратит на него 15 минут. Остальное делают сестры.
В больнице, где у каждой койки звонок, если пациент позвонил, моментально появляется медсестра или медбрат. Понятно, там они не на 25 человек. И не на полторы ставки работают. Кстати, речь идет не о каких-то особых больницах – о самых обыкновенных.
Татьяна Голикова, теперь в должности вице-премьера правительства РФ, выступая 5 декабря 2018 года на правительственном часе в Совете Федерации, сказала, что нынешний дефицит среднего медперсонала составляет 133 тыс. человек: «Но этот пробел планируется ликвидировать и увеличить численность медработников в рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение». По ее словам, на заработную плату новых медработников в бюджете Федерального фонда ОМС на 2019–2021 годы заложено 97,4 млрд руб.
К сожалению, Голикова не упомянула, откуда возьмут 133 тыс. медицинских работников. Впрочем, деньги из бюджета освоят, в этом сомневаться не приходится.
комментарии(0)