Курить в России запрещено во всех помещениях. Фото агентства «Москва»
Минздрав внес на рассмотрение в правительство РФ антитабачную концепцию. Потребление табака планируется снизить до 5% в ближайшие 30 лет, а после этого рассмотреть возможность поэтапного выведения его из легального оборота. «Целевые ориентиры – ежегодное снижение потребления табака на 0,5 процентного пункта, предотвращение появления новых видов табачной продукции и распространения электронных сигарет, некурительных табачных изделий, пропаганда отказа от табака», – говорится в сообщении Минздрава.
Новая концепция Минздрава обсуждалась на пресс-конференции, прошедшей в Национальной службе новостей.
Член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко рассказал, что в Думу представлено 6–7 законопроектов регулирования оборота электронных сигарет и остальных курительных средств, включая кальяны. Комитет по охране здоровья еще два года назад разработал законопроект, в котором электронные сигареты приравниваются к обычным. До сих пор этот законопроект лежит в правительстве без движения.
Давний борец с вредными привычками – член-корреспондент РАН Давид Заридзе, руководитель отдела эпидемиологии и профилактики опухолей Онкоцентра им. Блохина, президент Противоракового общества России, объяснил, что электронные сигареты и продукты нагревания табака отличаются от обычных сигарет и концептуально, и по структуре. Электронные сигареты производят никотин, который потребитель вдыхает, но там нет продуктов горения табака. Продукты нагревания табака содержат, разумеется, табак, но нагревание идет не до таких высоких температур, как в сигаретах, где температура достигает 900 градусов, происходит пиролиз табака и продуцируются полициклические углеводороды – основные канцерогенные вещества, которые есть в табачном дыме. Логично ли их регулировать, как обычные сигареты?
Профессор Заридзе поделился результатами рандомизированного (то есть статистически обработанного) клинического исследования, опубликованного в New England Journal of Medicine, одном из двух авторитетнейших медицинских журналов. В исследовании показано, что электронные сигареты эффективны с точки зрения отказа от курения, притом эффективнее, чем фармацевтические средства. Новых научных данных по этой теме много, концепция и закон должны опираться на такие исследования.
Член правления Международной конфедерации обществ потребителей Марина Чернова, предупредив, что она не врач, отметила, что в результате принятия в России федерального закона потребление табака снизилось среди взрослого населения с 39 до 30%. По ее мнению, если распространить этот закон на электронные сигареты, будет достигнут такой же эффект.
Профессор Заридзе возразил на это, что тем не менее до сих пор в стране курят 50% мужчин. И прогноз, что через пять-шесть лет удастся снизить число курящих на большие проценты, – лукавство. Никто в это не верит. Он посетовал, что наши борцы с курением не опираются на научную литературу и, кажется, оперируют сведениями, почерпнутыми в глянцевых журналах. В Англии, где проводятся специальные исследования, установлено, что рост потребления электронных сигарет идет исключительно за счет курящих. То есть курильщики переходят с обычных сигарет на электронные, что значительно менее вредно. Среди молодежи электронные сигареты курят лишь 0,7%.
Николай Дронов, председатель исполнительного комитета «Движение против рака», член Общественного совета при Минздраве России, высказался сурово: нет никакой концепции, есть поручение премьер-министра подготовить решение правительства о госрегулировании оборота и потребления никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина любыми способами. Исполнить поручение должны четыре ведомства – Минздрав, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин. Дронову известна только позиция Минпромторга – взвешенный подход. Сам Дронов придерживается такой же позиции. По его мнению, необходима «мягкая сила» – регулирование с помощью запретов и дозволений, взвешенный подход и научная обоснованность. Решения, которые будут предлагать исключительно запретительные меры, а не методы стимулирования, могут привести к неожиданным отрицательным последствиям. Надо стремиться к гибкости регулирования.
В сущности, Николай Дронов подвел итог обсуждению, заявив: сейчас говорить о наличии той или иной концепции рано. Нужно провести экспертные исследования и опираться на научные данные.
комментарии(0)