В России существует лишь несколько локальных регистров доноров костного мозга. Фото агентства «Москва»
Борьба с онкологическими заболеваниями объявлена приоритетом в 2018 году. По данным Московского НИИ онкологии им. П.А. Герцена, ежегодно в нашей стране у 25–28 тыс. человек диагностируют онкогематологические заболевания. Конечно, все время появляются новые методы лечения злокачественных опухолей. Но и число заболевших неуклонно растет.
Иногда последняя надежда на излечение – трансплантация костного мозга от донора. Именно это инновационное направление в онкологии обсуждали на заседании круглого стола в Общественной палате. Говорили также о создании с последующим дополнением российского регистра доноров костного мозга.
Костный мозг – важнейший орган в кроветворной системе человека. При поражении раком он начинает вырабатывать раковые клетки крови. В этом случае часто единственная возможность излечения заключается в уничтожении химиотерапией костного мозга больного и в пересадке костного мозга от донора. Донора стараются подобрать среди родственников. Но примерно у двух третей больных для пересадки мозга не подходит ни один из родственников.
На совместимость влияет не группа крови, а так называемый HLA-фенотип, который у каждого человека свой. Найти подходящего донора – значит, по сути, найти двойника. Чтобы это сделать, необходимо перебрать сотни тысяч потенциальных доноров в базе данных.
При этом в России существует лишь несколько локальных регистров, которые курирует НИИ им. Р.М. Горбачевой совместно с Русфондом. Этот проект называется «Национальный регистр доноров костного мозга им. Васи Перевощикова». Вася Перевощиков – мальчик, заболевший лейкозом. В России не нашли подходящего для него донора костного мозга, в международных базах не успели, мальчик умер. Его не спасли, но регистр его имени будет спасать.
В регистре размещены фенотипы 84 тыс. потенциальных доноров из 15 региональных регистров и регистра Казахстана. Для огромной страны 84 тыс. – совсем немного. Для сравнения: Национальный реестр в США насчитывает 8,6 млн доноров, в Германии – 8,1 млн человек.
В России ежегодно выполняют около 1,5 тыс. операций по трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. И их количество с каждым годом увеличивается. В 2017 году в России произведено 400 неродственных пересадок костного мозга. Большинство – в четырех-пяти трансплантационных клиниках. А в ФРГ на 83 млн человек приходится более 100 трансплантационных центров, в 2016 году в них выполнено 2340 неродственных пересадок костного мозга.
Для неродственной трансплантации необходим институт добровольцев, которым проведено исследование для определения фенотипа – цифровой характеристики генов, отвечающих за тканевую совместимость. Это должны быть люди, которые осознают всю важность вступления в регистр. Поиск добровольцев, организация их типирования и администрирование базы их персональных данных, взаимодействие с добровольцами – это задачи региональных регистров доноров костного мозга.
В Европе и США такие регистры создаются с 70-х годов прошлого века. Абсолютное большинство – некоммерческими организациями. В России попытки создания Национального регистра предпринимались несколько раз в течение 30 последних лет. В итоге создано 15 региональных регистров по инициативе федеральных и областных медицинских учреждений на внебюджетные деньги в приспособленных для этого клинических лабораториях. Только лаборатория Кировского регистра «Росплазмы» находится на госфинансировании.
В Международной ассоциации доноров костного мозга зарегистрированы 32,7 млн добровольцев. Самые крупные регистры – США (9 млн), Германии (8 млн), Великобритании (1,4 млн).
В России Национальный регистр доноров и реципиентов костного мозга, способный объединить все существующие базы, может быть создан только с учетом внесения изменений в федеральное законодательство, подчеркнула вице-премьер Татьяна Голикова на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. В настоящее время учет доноров и реципиентов осуществляется пятью медицинскими организациями с разными подходами. Этими организациями накоплен достаточный опыт, и есть все основания сейчас Минздраву России проанализировать сведения, включенные в данные регистры, создать единую базу.
комментарии(0)