Московские медики приглашают горожан до 22 сентября поучаствовать в программе раннего выявления самых распространенных онкологических заболеваний. Каждую субботу с 8 до 14 часов в поликлиниках москвичи могут больше узнать о состоянии своего здоровья и выяснить, если ли у них предрасположенность к раку, бесплатно, сдав кровь. Главный внештатный специалист-онколог Москвы, директор Московского клинического научного центра Игорь Хатьков рассказал журналисту «НГ» Александру Осипову о том, почему медики в последнее время так активно развивают программы ранней диагностики онкозаболеваний, и о том, насколько совершенна система онкологической медпомощи в столице.
– Игорь Евгеньевич, недавно вы обсуждали вопросы развития медицины Москвы на круглом столе с кандидатом в мэры Сергеем Собяниным. Насколько продуктивной была дискуссия?
– Мы очень продуктивно разговаривали, Сергей Семенович всегда внимательно слушает нас, он очень глубоко в теме, знает и понимает состояние медицины в городе. Леонид Михайлович Рошаль, который тоже присутствовал на встрече, например, был поражен тем, насколько глубоко Собянин владеет предметом, понимает систему организации медицинской помощи в Москве и точно определяет, как ее развивать.
– На каком уровне сейчас московская система оказания помощи пациентам с онкозаболеваниями?
– Москва старается следовать всем современным мировым тенденциям, которые есть на сегодняшний день в лечении онкологических заболеваний, и во многом нам это удается. Например, с точки зрения развития хирургии все стационары, которые оказывают онкологическую помощь, оснащены абсолютно адекватно, готовы к тому, чтобы выполнять хирургические вмешательства на том уровне, которого требует современная медицина. У нас есть хорошо подготовленные хирурги, которые могут выполнять самые сложные операции. Это основывается на хорошей российской хирургической школе, а также связано с тем, что в Москве действует большая программа обучения врачей в ведущих госпиталях Европы, Израиля, Южной Кореи. Многие московские специалисты, участвовавшие в ней, специализировались именно на онкологии.
Более того, сейчас состояние хирургии в городе таково, что и в Москву ездят учиться коллеги из других стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. У нас большой опыт операций, выполняемых малотравматично, лапароскопическими методами. Например, опыт нашего центра по малотравматичным операциям поджелудочной железы – самый большой в Европе и один из самых больших в мире. То есть в плане хирургии у нас паритетные отношения с мировыми лидерами.
Что касается лекарственной терапии – в мире постоянно вводятся в практику новые препараты и даже группы препаратов, например, иммунотерапия, что иногда кардинально меняет подходы к лечению той или иной патологии. Москва успевает следовать этим тенденциям, иногда даже опережая их. За 3,5 года моей работы на позиции главного онколога городского Департамента здравоохранения объем финансирования лекарственного обеспечения пациентов увеличился более чем в три раза. И на сегодняшний день в этом направлении мы практически не уступаем столицам ведущих стран, на которые мы привыкли ориентироваться в развитии медицины. Причем у нас лечение пациентов происходит за счет бюджетных средств, нами выполняются гарантии оказания бесплатной помощи онкологическим больным. Этот вид лечения крайне сложен и затратен. И во всех без исключения странах мира есть те или иные сложности в обеспечении онкологических больных современными видами лекарственной терапии. Еще раз повторюсь, пациентам нужны регулярно появляющиеся новые средства, они дорогостоящие, но нам все равно удается обеспечивать москвичей медикаментами на современном уровне.
В сфере развития лучевой терапии сегодня реализуется проект, в котором задействуются все организации – и федеральные и частные, где есть аппараты для проведения такого лечения москвичей. Сейчас отрабатывается маршрутизация пациентов. Лучевая терапия – тоже затратный вид лечения в плане закупки основного оборудования, и мы максимально стараемся использовать ту технику, которая есть в наличии. Существуют планы по дальнейшему развитию в Москве этого вида помощи, и нет оснований думать, что они не будут реализованы, поскольку до сих пор все, о чем мы договаривались, и все, что мы, специалисты, обосновывали в мэрии, с точки зрения финансирования удовлетворяется.
– В Москве в последнее время регулярно устраиваются акции по раннему выявлению онкологических заболеваний. Насколько полезны, например, программы бесплатных онкоскринингов?
– Очень полезны. Как я уже сказал, онкологическая помощь крайне затратна во всем мире. Да, у нас есть большие успехи в плане лечения пациентов на всех стадиях и есть препараты, которые позволяют даже в четвертой стадии длительное время сдерживать развитие заболевания – человек поддерживает хорошее качество жизни. Но это крайне дорого. В Америке, например, треть онкологических больных признаются банкротами, они вынуждены брать кредиты на лечение, закладывать дома и так далее. 11% онкобольных, которые имеют медицинскую страховку в США, доплачивают за лечение. Существуют программы софинансирования лечения онкологических заболеваний в различных странах, даже самых успешных, например, в Японии, Южной Корее. У нас в Москве все это обеспечивается бюджетом, но лучше решать проблемы как можно раньше.
Нужно помнить, что самым важным фактором, который приводит к снижению смертности при онкозаболеваниях, является их ранняя диагностика. Поэтому мы считаем раннюю диагностику основной задачей онкологической службы. Мы максимально стараемся использовать возможности врачей амбулаторного звена, помогаем им задействовать те программы диспансеризации, которые включают определенные виды скрининга. Это скрининг на раннее выявление рака шейки матки, опухолей молочной железы, желудочно-кишечного тракта, рака предстательной железы. Мы постоянно проводим различного рода акции и будем их проводить в будущем. Пока есть проблема с привлечением здоровых людей, и мы стараемся все время придумывать какие-то программы, которые бы напоминали людям о том, что нужно проявлять внимание к своему здоровью. Например, мы проводили раннюю диагностику рака молочной железы – в наших центрах, в Центре женского здоровья, в поликлиниках. Это были акции по выявлению предрасположенности к возникновению рака, поскольку есть ряд генов, которые почти со стопроцентной вероятностью могут предсказать развитие опухолей молочной железы у женщин. У нас было выявлено более 100 таких пациентов. Они взяты под постоянное наблюдение, и когда появится опухоль, мы сумеем остановить процесс на ранней стадии. Лечение будет гораздо легче и дешевле и пройдет с лучшим результатом, чем если бы случай оказался запущен.
Мы работаем с амбулаторным звеном – проводим школы онкологической настороженности, встречаемся постоянно с врачами, ввели в поликлиниках позиции заместителей главных врачей, которые курируют онкологические вопросы, и мы с ними активно взаимодействуем.
Нужно отметить, что у нас заметны успехи. Во всяком случае, целевые показатели по ранней выявляемости онкозаболеваний и пятилетней выживаемости онкобольных, которые значатся в программе Минздрава, у нас в Москве уже достигнуты. Мы надеемся, что эта тенденция продолжится и в ближайшей перспективе будет заметно снижение смертности от онкологических заболеваний, связанное не только с качественным лечением, но и с их ранней выявляемостью, а также профилактикой.
– Вы стали доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Собянина. Почему вы вошли в его команду?
– Когда я в первый раз общался с Сергеем Семеновичем примерно пять лет назад во время его встречи с главными врачами, то был удивлен, насколько глубоко он понимает проблемы медицины и врачей. Это касается и их мотивации, и обучения, и представления о долговременном эффекте от сегодняшних вложений. Причем, когда с ним разговариваешь, понимаешь, что у него есть свое видение ситуации, которое меняет и твое представление о ней. Он видит некоторые проблемы с точки зрения организации правильной работы всей системы, сверху. В результате в медицине многое меняется в соответствии с мировыми тенденциями и с учетом специфики города. Не все пока отлажено, но вектор движения понятен, и он правильный. И самое главное, что в этом движении у мэра слова абсолютно соответствуют делам.
И в целом все, что происходит в Москве сейчас, укладывается в тренды развития современных городов. У меня и моих коллег много зарубежных контактов, и, приезжая в лучшие столицы мира, мы сейчас понимаем, что Москва по многим параметрам выигрывает у них. Мы также отмечаем восхищение тех, кто к нам приезжает из-за рубежа и видит наш город – красивый, развивающийся, удобный. Понимание всего этого сделало для меня и почетным, и легким принятие решения о работе в команде Сергея Собянина.
комментарии(0)