Борьбу с наркотической зависимостью ведут уже на молекулярном уровне. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Официальная статистика гласит: только в 2015 году в США от передозировки различных наркотических средств погибло 33 тыс. человек, данные 2016-го превысили и этот показатель – 50 тыс. Иммунологи начиная с 1970-х годов делали многочисленные попытки создать эффективную вакцину против наркотиков. Но все они оказались безуспешными. Есть надежда, что новый подход сотрудников Исследовательского института в калифорнийском городе Ла-Джолла (США), которым помогали коллеги из университета Содружества в городе Ричмонде, станет весьма многообещающим.
Ученые создали состав, соединивший восемь молекул героина со столбнячным токсином. Этим веществом иммунизировали мышей и четырех макак-резус. В итоге ученым удалось добиться синтеза белковых антител. Они снизили воздействие ацетил-морфина, являющегося основным метаболитом героина, у мышей в 15 раз, а у макак – в четыре. Эффект сохранялся на протяжении восьми месяцев, а у двух обезьян с повторной иммунизацией был выражен еще больше. Остается ждать клинических испытаний и утверждения вакцины в качестве средства борьбы с героиновой зависимостью. Вакцина весьма специфична, поэтому не действует против кокаина.
Психоактивные вещества действуют на нейроны, тайны которых только начинают приоткрываться нейробиологам. Одной из рабочих моделей для исследователей является круглый червячок «кэнорабдитис элеганс», личинка которого имеет всего 762 клетки. В Университете Вашингтона в городе Сиэтле сняли биохимические «показания» каждой из клеток этого животного. Благодаря этому удалось проследить, какие гены и когда включаются и выключаются по ходу развития личинки. Благодаря этому были выделены 27 типов клеток, среди которых оказались редкие типы нейронов, некоторые из которых были представлены всего одной или двумя клетками.
Относительно давно было показано, что нейродегенеративные расстройства связаны с возрастом, о чем говорит, например, снижение уровня вещества хорошего настроения – серотонина. После передачи серотонинового импульса в действие вступает белковый транспортер в мембране нервной клетки, который откачивает молекулы серотонина обратно в клетку. С возрастом количество молекул транспортера уменьшается, что приводит к забывчивости и другим неприятностям.
У людей с мягким когнитивным расстройством Алена Савоненко из Университета Дж. Гопкинса в городе Балтиморе выявила более выраженное, чем у нормальных людей, снижение показателей различных тестов. В исследованиях Савоненко и ее коллег приняли участие 28 пар испытуемых, средний возраст которых составлял 66 лет, 45% из которых были женщины. Более выраженное снижение качественных показателей сопровождалось также уменьшением серотониновых транспортеров.
Греки считали, что за память ответственна богиня Мнемозина, породившая вместе с Аполлоном девять Муз. В Бостоне нобелевский лауреат С. Тонегава продолжает разбираться в структурах, ответственных за формирование, хранение и извлечение памяти. Главными ответственными за формирование памяти являются клетки гиппокампа, или извилины морского конька (одна из мозговых структур). Оказалось, однако, что процесс формирования памяти и ее консолидации несколько сложнее, и в нем принимают участие нейроны субикулюма (subiculum), «подставки».
Выявление новой роли старой мозговой структуры свидетельствует о том, что мы еще плохо понимаем сложные процессы памяти. А память и ответственные за нее клетки в первую очередь страдают при болезни Альцгеймера, в патологии которой задействованы и клетки белого вещества, микроглии, играющие роль иммунных «надзирателей» мозга. Так, при мутации в одном из генов-триггеров в оболочке иммунных клеток резко снижается защита от амилоидных бляшек, являющихся одним из важных маркеров этого нейродегенеративного заболевания. Таким образом, от вакцины против морфия замкнулся круг на иммунные клетки мозга.