0
9927
Газета Здоровье Интернет-версия

26.07.2017 00:01:00

Не умереть по дороге

Валерий Шило

Об авторе: Валерий Юрьевич Шило – медицинский директор сети диализных клиник, доцент кафедры нефрологии Московского медицинского стоматологического университета.

Тэги: медпомощь, гемодиализ, транспортировка


медпомощь, гемодиализ, транспортировка Пропуск двух-трех процедур – угроза смертельного исхода. Фото агентства «Москва»

На «Прямой линии» Владимир Путин обещал женщине-инвалиду из Орла решить проблему транспортировки больных на гемодиализ. Тут же этот вопрос обсудил Совет Федерации, и появилась надежда, что его наконец решат.

Хотя гемодиализ нельзя назвать массовым методом лечения, но и редким признать нельзя: в мире уже в 2010 году этот вид дорогостоящего лечения получали 2,6 млн больных, а по прогнозам к 2030 году их число удвоится и составит 5,4 млн. В Российской Федерации таких больных, по оценкам экспертов, уже 40–45 тыс., и удвоение этого числа произойдет еще быстрее, примерно за семь лет.

Казалось бы, проблема транспортировки второстепенная по сравнению с непосредственным оказанием медицинской помощи, тем более что у диализных пациентов есть возможность выполнить трансплантацию почки и более не посещать отделения диализа три раза в неделю для очистки крови. Однако на трансплантацию попадают, как правило, самые молодые и здоровые, число выполняемых пересадок почки хотя и растет (уже более 1000 в год), но несопоставимо мало с числом больных на диализе, и к тому же большинство центров трансплантации расположены в крупнейших городах, для пациентов же большинства субъектов Федерации доступ к трансплантации затруднен.

В нашей стране растет продолжительность жизни больных на диализе, уже не редкость, когда достигает 15, 20 и даже 30 лет, однако копится и букет хронических заболеваний, возникают серьезные проблемы с минерально-костным обменом, суставами, артериальным давлением и в целом с сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной системой. В результате через много лет диализа такие пациенты становятся маломобильными, как сейчас принято говорить, лицами с ограниченными возможностями и могут передвигаться только в инвалидной коляске. Кроме того, на диализе много пациентов с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, исходным поражением жизненно важных органов и систем, пожилых больных. Для многих из них поездки на диализ и обратно – неотъемлемая часть жизни.

Людмила Кондрашова, председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» говорила на одном из совещаний в Минздраве: «По какому-то дикому недоразумению, только на основании того, что пациент три раза в неделю в одни и те же дни приезжает на процедуру, диализ был отнесен к плановой медицинской помощи. Но пропустить две-три процедуры – это летальный исход для человека с почечной недостаточностью, фактически процедура является реанимационной. Зафиксированы случаи смерти, когда пациенты добирались до диализа не санитарным транспортом, а на такси».

Казалось бы, очевидные вещи, однако длительное время эта проблема решалась лишь в небольшом числе крупных городов. Остальные пациенты жаловались в местные органы власти, подавали в суды, дошли до Верховного суда РФ, и наконец Верховный суд в письме № 4ПА09 от 16.03.09 года разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги.

После погружения диализа в ОМС проблема обострилась: транспортировку перестали считать медицинской услугой, а следствием стал запрет на транспортировку больных машинами скорой помощи. Многие регионы, которые раньше возили пациентов на диализ, пытались прекратить это, ссылаясь на отсутствие финансирования. В 2012 году я поднимал проблему транспортировки диализных больных на круглом столе в Государственной думе. В резолюцию было включено поручение органам законодательной, представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть создание межрайонных центров гемодиализа с плечом доставки больных не более двух часов в одну сторону и принять меры по выделению транспорта для транспортировки больных.

Федерального законодательного акта, который бы регулировал этот процесс, не существует. В различных регионах все зависит от местной власти. «Нефро-лига» добивается, чтобы часть пациентов доставлялась на диализ санитарным транспортом. В «Порядке оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи (утвержден приказом МЗ РФ от 20.06.13 № 388н) говорится, что перевозка машинами скорой помощи подразумевает оказание медицинской помощи во время перевозки. Диализ во время перевозки не производится, поэтому пациентам с почечной недостаточностью предлагается воспользоваться услугами социального такси.

Одним из путей решения проблемы является открытие новых центров гемодиализа, чтобы они были ближе к месту проживания больных. Такие центры и появляются: за последние годы в рамках государственно-частного партнерства их открыто в стране более сотни. В некоторых местах острота вопроса снята. В Москве, например, можно сказать, что положение благополучное. Еще раз повторю: многое зависит от местных властей.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
867
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
730
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
632
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
832

Другие новости