Пропуск двух-трех процедур – угроза смертельного исхода. Фото агентства «Москва»
На «Прямой линии» Владимир Путин обещал женщине-инвалиду из Орла решить проблему транспортировки больных на гемодиализ. Тут же этот вопрос обсудил Совет Федерации, и появилась надежда, что его наконец решат.
Хотя гемодиализ нельзя назвать массовым методом лечения, но и редким признать нельзя: в мире уже в 2010 году этот вид дорогостоящего лечения получали 2,6 млн больных, а по прогнозам к 2030 году их число удвоится и составит 5,4 млн. В Российской Федерации таких больных, по оценкам экспертов, уже 40–45 тыс., и удвоение этого числа произойдет еще быстрее, примерно за семь лет.
Казалось бы, проблема транспортировки второстепенная по сравнению с непосредственным оказанием медицинской помощи, тем более что у диализных пациентов есть возможность выполнить трансплантацию почки и более не посещать отделения диализа три раза в неделю для очистки крови. Однако на трансплантацию попадают, как правило, самые молодые и здоровые, число выполняемых пересадок почки хотя и растет (уже более 1000 в год), но несопоставимо мало с числом больных на диализе, и к тому же большинство центров трансплантации расположены в крупнейших городах, для пациентов же большинства субъектов Федерации доступ к трансплантации затруднен.
В нашей стране растет продолжительность жизни больных на диализе, уже не редкость, когда достигает 15, 20 и даже 30 лет, однако копится и букет хронических заболеваний, возникают серьезные проблемы с минерально-костным обменом, суставами, артериальным давлением и в целом с сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной системой. В результате через много лет диализа такие пациенты становятся маломобильными, как сейчас принято говорить, лицами с ограниченными возможностями и могут передвигаться только в инвалидной коляске. Кроме того, на диализе много пациентов с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, исходным поражением жизненно важных органов и систем, пожилых больных. Для многих из них поездки на диализ и обратно – неотъемлемая часть жизни.
Людмила Кондрашова, председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «Нефро-лига» говорила на одном из совещаний в Минздраве: «По какому-то дикому недоразумению, только на основании того, что пациент три раза в неделю в одни и те же дни приезжает на процедуру, диализ был отнесен к плановой медицинской помощи. Но пропустить две-три процедуры – это летальный исход для человека с почечной недостаточностью, фактически процедура является реанимационной. Зафиксированы случаи смерти, когда пациенты добирались до диализа не санитарным транспортом, а на такси».
Казалось бы, очевидные вещи, однако длительное время эта проблема решалась лишь в небольшом числе крупных городов. Остальные пациенты жаловались в местные органы власти, подавали в суды, дошли до Верховного суда РФ, и наконец Верховный суд в письме № 4ПА09 от 16.03.09 года разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги.
После погружения диализа в ОМС проблема обострилась: транспортировку перестали считать медицинской услугой, а следствием стал запрет на транспортировку больных машинами скорой помощи. Многие регионы, которые раньше возили пациентов на диализ, пытались прекратить это, ссылаясь на отсутствие финансирования. В 2012 году я поднимал проблему транспортировки диализных больных на круглом столе в Государственной думе. В резолюцию было включено поручение органам законодательной, представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть создание межрайонных центров гемодиализа с плечом доставки больных не более двух часов в одну сторону и принять меры по выделению транспорта для транспортировки больных.
Федерального законодательного акта, который бы регулировал этот процесс, не существует. В различных регионах все зависит от местной власти. «Нефро-лига» добивается, чтобы часть пациентов доставлялась на диализ санитарным транспортом. В «Порядке оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи (утвержден приказом МЗ РФ от 20.06.13 № 388н) говорится, что перевозка машинами скорой помощи подразумевает оказание медицинской помощи во время перевозки. Диализ во время перевозки не производится, поэтому пациентам с почечной недостаточностью предлагается воспользоваться услугами социального такси.
Одним из путей решения проблемы является открытие новых центров гемодиализа, чтобы они были ближе к месту проживания больных. Такие центры и появляются: за последние годы в рамках государственно-частного партнерства их открыто в стране более сотни. В некоторых местах острота вопроса снята. В Москве, например, можно сказать, что положение благополучное. Еще раз повторю: многое зависит от местных властей.